Сериал «Черное зеркало» долгое время считался флагманом современной научно-фантастической антологии. Но не растерял ли он свою остроту и оригинальность за годы существования? Не превратился ли в тень самого себя, повторяя старые идеи? В этом обзоре мы постараемся разобраться, способен ли седьмой сезон «Черного зеркала» по-прежнему удивлять зрителя, или же сериал исчерпал свой потенциал.
Вопрос о том, скатился ли сериал, действительно сложен. Многие считают, что «Черное зеркало» уже не сможет достичь той драматургической мощи, что была показана в первом, шокирующем эпизоде с премьер-министром и свиньей. Иронично, что в той серии не было как таковой фантастики, но именно она задала тон всему сериалу. «Черное зеркало» – это не просто истории о технологиях, которые могут трагически изменить нашу жизнь. Это сериал о шоке, неожиданных поворотах сюжета, острой социальной критике и о том, что показанное нам фантастическое будущее на самом деле уже не так далеко.
Седьмой сезон технически сохраняет все фирменные элементы «Черного зеркала». В каких-то эпизодах больше фантастики, в каких-то – социальной сатиры. По субъективному мнению, удачными можно назвать лишь половину эпизодов: первый, пятый и шестой. Остальные кажутся слабее. И все же, у сезона есть несколько общих проблем, которые портят впечатление.
Первая проблема – предсказуемость сюжетов. Сценаристы словно намеренно делают все сюжетные ходы очевидными. Нам показывают «треш-онлифанс», и сразу понятно, как герой будет зарабатывать деньги. Демонстрируют мощный суперкомпьютер, и нет сомнений, что его взломают. Единственным эпизодом, который смог удивить, стал «Каллистер».
Вторая проблема – ощущение самоповторов. Вероятно, это было неизбежно для антологии, где каждая серия должна быть уникальной. Однако в этом сезоне темы перекликаются не только с прошлыми сезонами, но и внутри самого седьмого.
В сезоне целых три любовные истории. И все они так или иначе касаются темы потери близкого человека и высокотехнологичных способов борьбы со смертью. Еще три серии разворачиваются в виртуальной реальности, две связаны с видеоиграми и судьбами NPC, и еще две – с искусственным интеллектом и цифровым копированием личности.
Обзор эпизодов 7 сезона «Черного зеркала»
Эпизод 1
Синопсис: Бедная, но счастливая пара сталкивается с трагедией: жена смертельно больна. Муж соглашается на экспериментальную операцию, которая спасает ей жизнь, но подключает ее мозг к облачному сервису. За все приходится платить.
Эта серия – самая «чернозеркальная» в сезоне. Здесь технологии максимально реалистичны и переплетены с уже существующими. В полной мере реализован киберпанковский принцип “High Tech, Low Life”. Наглядно показано, как технологическое чудо может обернуться проклятием.
Эпизод высмеивает знакомые всем подписочные сервисы: «Плюсы», «Премиумы», «Праймы» и прочие. Технология, заменившая поврежденную часть мозга героини, требует ежемесячной платы в $300. И вопреки стереотипам, 25 тысяч рублей – это значительная сумма для многих американцев.
Но финансовые трудности, заставляющие героев больше работать, – это лишь начало. Подписка постоянно меняется. Вскоре через мозг жены начинают транслировать контекстную рекламу. Чтобы отключить ее, нужно платить уже $800. Затем компания начинает использовать вычислительные мощности ее мозга, из-за чего женщина почти все время спит, но не отдыхает. Чтобы вернуть себе полноценную жизнь, придется выкладывать $1,8 тыс. в месяц. И это только верхушка айсберга проблем, связанных с подпиской.
Отдельно стоит отметить любовную линию. Романтические истории о «бабочках в животе» – это мило, но история о паре, которая проходит через тяжелые испытания и сохраняет верность друг другу, вызывает настоящее уважение.
Эпизод 2
Синопсис: Женщина встречает на работе бывшую одноклассницу и начинает замечать странности, которые не видят окружающие.
Эпизод выполнен в жанре параноидального триллера, где главный конфликт – в разуме героини. Зрителю, как и ей, сложно отличить реальность от вымысла. Здесь могли бы быть ненадёжный рассказчик и сложные повествовательные приемы.
Однако в «Предмете отвращения» нет ничего сложного. Сюжет развивается прямолинейно, и мотивы происходящего быстро становятся ясны. Сомневаться в адекватности героини не приходится, так как разгадка оказывается простой, хоть и фантастической.
Одноклассница героини была изгоем и компьютерным гением, над которой в школе издевались. Теперь она очаровывает весь коллектив, а у главной героини начинаются неприятности. Реальность вокруг нее словно меняется: названия не те, события происходят иначе.
В другом контексте это могло бы стать началом психологического триллера. Но здесь сразу понятно, что одноклассница меняет реальность, а не у героини развивается шизофрения. Единственный неожиданный момент – абсурдная концовка.
Эпизод 3
Синопсис: Компания разрабатывает новый способ создания ремейков фильмов, помещая современных знаменитостей в виртуальный мир классических картин.
Этот эпизод, вероятно, понравится многим. Серия рассказывает о том, как в классическом фильме главного героя заменяют на чернокожую лесбиянку*. Если первый эпизод был максимально “чернозеркальным”, то этот – максимально “нетфликсовским”.
Популярная актриса, недовольная своим амплуа и считающая себя очень талантливой (что сомнительно), соглашается сыграть мужскую роль в ремейке любимого фильма. Но она не изучает детали предложения, а съемочная группа почему-то решает снимать без репетиций и обсуждения со звездой. (Это крайне нелогично).
Не объясняя толком ничего, героиню погружают в фильм, как в «Калейдоскопе ужасов», «Плезантвиле» или «Последнем киногерое». Чтобы фильм получился, от актрисы требуется не просто произносить реплики, но и поддерживать “уровень притяжения” с партнером, “целостность мира” и прочие надуманные термины, которые ей никто не объяснил.
Естественно, все идет не по плану. Сюжет развивается неправильно, ИИ-актриса обретает самосознание, главная героиня застревает в виртуальном мире, и возникает любовная линия, которую многие осуждают.
Ирония в том, что персонажи борются с сюжетными дырами, в то время как их собственная история полна нелогичностей. Съемки без репетиций, отсутствие объяснений для актрисы, высосанное из пальца ограничение по времени, глупая актриса, абсурдное объяснение самосознания. И все это ради пародии на «Сан-Джуниперо»?
Эпизод 4
Синопсис: Полиция допрашивает эксцентричного подозреваемого в убийстве, связанного с революционной игрой из 90-х.
Начало эпизода многообещающее, особенно для тех, кто ценит ретро-тематику. Образ асоциального игрового журналиста, дружащего с NPC, может показаться ближе, чем образ богатой и успешной чернокожей лесбиянки*.
Главный герой рассказывает о своей связи с нераскрытым убийством 1994 года. В то время он писал о видеоиграх для журнала. Однажды его пригласил на закрытый показ геймдизайнер Колин Ритман, известный по «Бандерснэтчу» (или «Брандашмыгу»). Прямой связи с интерактивным фильмом нет, но Ритман вновь выступает в роли сюжетного катализатора.
Ритман создал уникальную игру, которая является не просто игрой, а саморазвивающейся цифровой формой жизни. Главный герой почувствовал связь с пиксельными существами, похитил их, нашел способ общаться (что также вызывает вопросы) и посвятил жизнь служению новым друзьям.
Концепция интересна, а Питер Капальди и его молодой актер отлично справляются с ролями. К сожалению, концовка оставляет сюжетную дыру, которая портит все впечатление.
Главный герой по команде своего тамагочи захватывает контроль над суперкомпьютером страны, показав QR-код в камеру наблюдения. Почему он не мог использовать любую другую камеру или сделать татуировку с кодом на лбу – непонятно.
Эпизод пытается играть на ностальгии: «Doom», «Road Rash». Герой зачем-то покупает консоли для апгрейда, считая их “мощнее” ПК. И сложно поверить в игрожура с постером Atari Jaguar над кроватью.
Эпизод 5
Синопсис: Мужчина узнает о смерти давней знакомой. Организаторы похорон предлагают записать воспоминания для церемонии.
Уникальный и сильный эпизод, практически моноспектакль Пола Джаматти, талантливого актера.
Умершая – не просто знакомая, а возлюбленная главного героя, любовь всей его жизни. Они расстались давно и не лучшим образом, и он с трудом вспоминает ее лицо. Виртуальный ассистент и технология погружения в фотографии помогают восстановить воспоминания.
Постепенно раскрывается история их знакомства, отношений и расставания, но исключительно с точки зрения главного героя, через призму обиды, боли и жалости к себе. Иначе и быть не могло.
Хотя это тоже любовная история, на первом плане здесь не любовь, а исцеление. Расставание героев – глупое и эмоциональное – словно незажившая рана. Со временем она воспалилась, превратив юношу в угрюмого старика. Процесс восстановления воспоминаний – это вскрытие раны, болезненное, но приносящее облегчение.
Сюжет требует, чтобы расставание было именно таким, и в жизни такое встречается. Но это не отменяет глупости ситуации. Один, получив отказ, оборвал связь, не попытавшись разобраться. Вторая сделала ставку на записку для пьяного человека и тоже прекратила общение.
Люди, для передачи мысли используйте слова! Разговор – важный навык, который стоит применять.
Эпизод 6
Синопсис: Прямое продолжение эпизода «USS `Каллистер`» из четвертого сезона. Команда корабля выживает в MMO на 30 млн человек, а их реальные прототипы подозревают неладное.
«Черное зеркало» известно пасхалками и отсылками к прошлым сериям. В «Игрушке» даже появились старые персонажи. Но полноценный сиквел – впервые. Почему именно «USS `Каллистер`» удостоился продолжения? Возможно, из-за популярности эпизода, или из-за его потенциала для развития.
Виртуальная команда спаслась от капитана и стала подобием багованных NPC в MMO «Бесконечность». Чтобы выжить, они грабят игроков. Но для них опасности виртуального мира реальны. Аналогия – «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом (в серии есть фанат ФК «Рексем», принадлежащего Рейнольдсу).
В реальном мире Нанетт (главная героиня) становится похожа на Роберта Дэйли (антагониста первой части). Она понимает, что ее цифровой клон заперт в игре и пытается помочь. Далее сюжет развивается предсказуемо, но с неожиданными поворотами.
Сиквел меняет жанр. Первая часть была триллером о заточении с социопатом. Продолжение – экшен, космический блокбастер, с прежним юмором.
*Движение ЛГБТ признано экстремистским, а его деятельность на территории РФ запрещена