Недавно завершился BLAST.tv Austin Major 2025 по CS2, где ожидаемо победила Team Vitality. Для фанатов дисциплины это вряд ли стало большим разочарованием, ведь они вновь получили первоклассный чемпионат. Глядя на такие ивенты, нам, поклонникам Dota 2, остается только завидовать. Мейджоры по CS в очередной раз доказывают, что для создания крутого шоу и запоминающегося события не нужны призовые в десятки миллионов, Battle Pass или даже Гейб в тапочках. Что же нужно и почему этого не хватает турнирам по Dota 2?
Начнем с того, что турниры вроде BLAST.tv Austin Major по CS2 визуально и технически превосходят большинство современных чемпионатов по Dota 2. Качество изображения, выбор ракурсов, звук, соблюдение расписания — почти все на высшем уровне. Минимум технических задержек, четкое следование графику. Создается ощущение целостности и насыщенности происходящего.
В течение всего игрового дня зритель получает разнообразный контент: интервью с игроками до, после и даже во время матчей, заранее подготовленные видеоматериалы, аналитику (иногда прямо на фоне зрителей), съемки болельщиков и команд, показ эмоций участников с разных камер. Это напоминает трансляцию крупного спортивного события на высшем уровне.
BLAST.tv Austin Major 2025 искусно чередовал различные виды контента. Зритель не успевал заскучать в студии аналитики, потому что ему сразу показывали архивные моменты из истории CS, плавно подводя к началу следующего матча. Закончилась игра? Сразу несколько интервью. Перерыв перед новой игрой? Анализ прошедших матчей и стратегий команд. Нужны живые эмоции? Трансляция переключается на студию с оживленным обсуждением. Такая умелая дозировка разнообразного контента с минимальными паузами — идеальный рецепт.
Хочешь мемы? Лови мемы
Аналитика по антифлеш-позициям на «банане» нужна? Бери!
Хочешь поностальгировать? Давай!
Основная проблема многих турниров по Dota 2 – это затянутые игровые дни, которые слабо наполнены контентом. Часто в студии аналитики показывают людей, которым по сути нечего сказать, но они остаются в кадре слишком долго. Пытаясь заполнить эфир, обсуждения превращаются в искусственный и порой абсурдный “балаган”. В итоге зрители уходят на комьюнити-трансляции, где такой же хаос, но хотя бы более искренний и веселый. Однако это скорее проблема планирования эфира и его насыщения, а не самих аналитиков.
Дискуссии о различиях между игроками в Dota 2 и CS ведутся давно. Часто упоминают, что киберспортсмены из CS выглядят более атлетично, чаще имеют семьи, лучше адаптированы социально и увереннее держатся на интервью. Но важнее, пожалуй, другое: игроки в CS, кажется, больше любят именно соревновательный аспект своей дисциплины, а не просто саму игру.
Поэтому на турнирах по CS чаще можно увидеть искренние эмоции, слезы проигравших (иногда и победителей), что привычно для традиционного спорта. Конечно, дотеры тоже расстраиваются, но уровень эмоциональной вовлеченности в процесс у киберспортсменов CS кажется выше. И это важно для зрителя: когда видно, что игроки по-настоящему переживают, само событие приобретает большую значимость.
В то время как в Dota 2 звучат такие слова:
Мне совершенно [все равно], буду я играть на `Инте` или нет, в моей жизни [ничего] не изменится. Абсолютно.
Целью было выиграть `Инт` из-за огромного призового фонда. Не было цели выиграть `Инт` потому, что это `Инт`. Да, играть там приятно, круто, но по сути это обычный турнир.
…а в CS иначе, наши дотерские турниры будут постоянно уступать каэсерским в зрелищности и хайпе.
Кстати, о проявлении эмоций: капитан Vitality Дан apEX Мадесклер является ярким примером брутальности, эмоциональности и живости, свойственной CS. Он вышел на финальный матч, показав средний палец американским фанатам, которые его освистывали. Когда финал начинается с такого жеста, нет нужды звать поп-звезд для шоу – лучше уже не будет.
Вспоминается The International 2019, где часть зрителей возмущалась тем, что китайские фанаты поддерживали только свои команды. Это вызывало серьезные споры о “правильности” такого поведения. CS же с ее аудиторией, открыто освистывающей оппонентов, и игроками, которые отвечают на это (как apEX), кажется, живет в более “реальном” и эмоциональном мире.
Турниры по CS помнят и чтят своих легенд, а иногда и сами их создают. Яркий пример – мейджор в Катовице в 2019 году, когда трофей вынес pashaBiceps, победивший на этой сцене пятью годами ранее. Это был момент чистой эмоции и “спортивного катарсиса”.
Фотография, где он уходит со сцены, бросая последний взгляд на кубок, сама по себе рассказывает целую историю.
Похожая история произошла и на BLAST.tv Austin Major 2025, где легендарный Питер dupreeh Расмуссен объявил о завершении карьеры прямо на сцене. Он работал аналитиком на протяжении всего турнира, и то, что его, рекордсмена по числу побед на мейджорах, провожают всем сообществом именно на финале, – очень красивый жест.
Такие моменты создают преемственность, подчеркивают важность событий и укрепляют связь сообщества с игрой. На BLAST.tv Austin Major 2025, например, уделялось много внимания истории CS в Северной Америке – победам, поражениям, знаковым фигурам. Такое внимание к людям, местам и истории формирует “корни” турниров CS: легендарные команды, игроков, арены. Всего этого в Dota 2 сейчас либо очень мало, либо почти нет.
Проблема Dota 2 не в отсутствии своих легенд масштаба dupreeh, а в том, что на турнирах почти не показывают личности, не рассказывают их истории и не подают их красиво. Раньше Valve выпускали True Sight или “Архивы The International”, но такие проекты стали редкостью. Сейчас организаторы турниров по Dota 2 не создают легенд, а скорее фокусируются на проведении как можно большего числа матчей в групповой стадии.
На самом деле, чтобы понять преимущества турниров по CS перед Dota 2, достаточно просто посмотреть их трансляции. Уровни продакшена и подачи контента совершенно разные. При этом фанаты Dota 2 почему-то продолжают цепляться за прежние символы вроде огромного призового фонда TI или шуток про Гейба. В то время как на соседней вкладке Twitch можно увидеть, как выглядит и проводится действительно первоклассный киберспортивный ивент, даже с призовым фондом “всего” в $1,25 млн и ведущей в ковбойской шляпе вместо Гейба.