Вызвавший большой интерес прошлой зимой фильм «Пророк» теперь легко доступен в цифровом формате. Насколько органично рэп-речитатив сочетается с бессмертными строками школьных учебников и действительно ли жизнь Петербурга середины XIX века была настолько насыщенной и свободной? Давайте попробуем разобраться.
Сюжет картины в целом следует хрестоматийной биографии. Юный и своенравный Александр Сергеевич (в исполнении Кая Гетца) в Царскосельском лицее проявляет независимый характер, утверждая приоритет свободы и вольного духа. Его успеваемость оставляет желать лучшего, он участвует в запрещенных дуэлях, но при этом обладает несомненным и признанным поэтическим даром. Так проходит его юность и взросление, заполненные посещениями многочисленных балов и более камерных собраний в Петербурге. В итоге Пушкина — уже с узнаваемыми бакенбардами (роль исполнил Юра Борисов) — за бурную светскую жизнь и вызывающую поэзию, при активном участии Александра Бенкендорфа (Сергей Гилев), отправляют в ссылку в Михайловское. Там он проводит время вдали от столичной суеты, с нетерпением ожидая новостей от друзей.
В это время в Петербурге происходит восстание декабристов, в котором принимают участие многие близкие друзья и соратники поэта. Пушкин пропускает это судьбоносное событие, и это «отсутствие» сильно его терзает. Вскоре он сам направляется в столицу в надежде на смену власти, которая могла бы положить конец цензуре. Конечно, трон занимает не Константин, которого вместе с Конституцией так ждали декабристы, а Николай I (Евгений Шварц). Однако «солнце русской поэзии» пытается наладить контакт с новым императором — они даже играют в теннис, попутно обсуждая расхождения во взглядах на государственное устройство. И это приносит плоды: Пушкина реабилитируют, разрешают печататься, он возвращается к привычной светской жизни.
Но счастье оказывается недолгим. Постепенно начинает сбываться зловещее пророчество, нашептанное когда-то цыганкой: остерегайся белой лошади, белой головы или белого человека. Вроде бы всё было в порядке: семейная жизнь с прекрасной Натальей Гончаровой (Алена Долголенко), дети, работа, иногда балы. Однако затем Пушкин решается на трагическую дуэль с Дантесом, защищая честь жены. Он уверен в себе, ведь вокруг нет ни белой лошади, ни белой головы, ни белого человека. Но это ощущение длится лишь до тех пор, пока он не падает смертельно раненый у Черной речки и не замечает, как его голову припорошило снегом. История обретает кольцевую структуру: Наталья выглядывает в окно и видит, как весь Петербург скандирует имя ее любимого, но вместо радостных криков звучат похоронные марши и колокольный звон.
Создатели фильма, с одной стороны, вроде бы замахнулись на сложнейшую задачу — уместить целую жизнь великой личности в два часа экранного времени. С другой стороны, они аккуратно прикрылись стремлением создать яркий портрет эпохи, «стряхнуть пыль» с Пушкина и представить его в более современном и живом образе. Справедливости ради, это далеко не классический байопик. Ключевые события из жизни Александра Сергеевича, безусловно, присутствуют, но они приукрашены и поэтизированы — то через красивые метафоры, то через выразительные музыкальные номера. И это является сильной стороной картины — работа с тональностью повествования. Именно тональность определяет основной акцент на новизну интерпретации привычных нам имен и событий.
С его фигурой не требовалось что-либо придумывать, достаточно было изучить доступные материалы. Но «Пророк» — не историческое исследование и не точное воспроизведение конкретной личности. Это скорее о впечатлении, о том, почему Пушкин актуален сегодня. Разве мало было сказано о нем? Зачем он нам нужен сейчас, что нового он может нам дать? Вот это было важно понять.
В результате получилось своеобразное жанровое смешение, включающее элементы мюзикла, мелодрамы и — иногда — исторического кино. Да, здесь есть рэп (момент спорный, но имеющий право на существование), да, есть танцы, но они не мешают общему восприятию фильма. Это легкая, красочная буффонада, где исторические персонажи максимально приближены к нашей реальности, со своими переживаниями, неловкими речитативами, изменами, клятвами — словом, со всем, что присуще обычным людям.
Единственный аспект, который несколько выбивается из общей картины, — это мотивация персонажей. Даже поступки самого Пушкина иногда непонятны без дополнительной справки: почему он ухаживает за чужими женщинами, злоупотребляет алкоголем и где-то между этим читает стихи жаждущей публике. Несмотря на это, удивительно, но портрет героя всё же сложился. Пусть местами он кажется неполным и необоснованным, но он существует, и его очень легко принять и полюбить. Существует мнение, что команде режиссера Феликса Умарова просто крупно повезло с исполнителем главной роли — Юрой Борисовым. Он оказался исключительно удачным и понятным в образе «солнца русской поэзии».
Идеальный Пушкин. Местами нелепый и по-детски наивный, местами мудрый, серьезный, готовый сражаться до конца за свои убеждения. Родной, такой, которого хочется пригреть у себя на груди, будь он пьяным или волокитой — какая разница, если он воплощение народной души.
Неожиданно возникшая волна популярности Борисова — номинация на «Оскар», всеобщая поддержка в связи с этим — сыграла на руку как самому актеру, так и фильму «Пророк» и его рекламной кампании. Перед премьерой Юра Борисов появлялся в образе поэта в московском метро, раздавал цветы прохожим, катался по городу на белом коне. Неудивительно, что фильм попал в волну «сарафанного радио» — о нем знали, кажется, все, кто хоть сколько-нибудь интересуется кинематографом. В итоге картина в прокате совершенно естественно собрала 1,6 миллиарда рублей.
Пущин (Илья Виногорский), Данзас (Роман Васильев), все друзья Пушкина… Они играли в карты, устраивали вечеринки, вели своего рода свободный образ жизни в хорошем смысле. Мне доводилось бывать в такой среде, и я видел, как во время игры в покер они раскладывали карты и для Пушкина, то есть он участвовал в игре вместе с ними. Впервые я спросил: `Чьи это карты?` `Это для Пушкина, для Саши`, — ответили мне. В общем, там царила своего рода мистическая атмосфера, дух братства и потрясающая энергетика.
Прежде всего, в нем много легкости, дерзости, любви, смелости и драйва. И на протяжении некоторой части хронометража этот байопик успешно справляется с главной задачей биографических фильмов. А она, на мой взгляд, обостренный после просмотра `Ученика` и `Лимонова`, заключается в том, чтобы характер фильма гармонировал с характером главного героя.
Легкость ощущалась не только в самой картине, но и в процессе ее создания. Режиссер Феликс Умаров — довольно неожиданный выбор, ведь он дебютант, да еще и молодой. Когда работа над «Пророком» только началась, Умарову было всего 26 лет, а к моменту выхода фильма ему исполнилось 30.
Фильм отлично справляется со своей второстепенной, но важной функцией — популяризацией творчества Пушкина среди широкой аудитории. Да, глубокого смысла или большой важности для истории мирового кинематографа картина не несет, но это просто приятное и яркое семейное кино. Оно позволяет на время забыть об окружающих проблемах современного мира и предлагает привлекательную альтернативную реальность непростого исторического периода. Здесь нет подробного рассказа о декабристах и страшных жертвах, принесенных во имя свободы (кадры с погибшими революционерами даже «смягчаются» милым белым кроликом, беззаботно прыгающим по замерзшим телам), жестокость правящего режима почти полностью игнорируется, все острые углы максимально сглажены. Кого-то это может оттолкнуть, но в противовес этому стоит сказать, что картина и не претендует на статус серьезного исторического исследования.