Завершилась одна из самых ожидаемых церемоний вручения премии «Оскар». В этом году российские зрители с особым вниманием следили за событием, ведь среди номинантов оказались и наши соотечественники. Фильм «Анора» принес Юре Борисову номинацию за лучшую мужскую роль второго плана, а Дарья Екамасова и Марк Эйдельштейн разделили волнение как члены съемочной группы.
Главным триумфатором вечера стала картина Шона Бэйкера «Анора», завоевавшая пять статуэток. Фильм был отмечен в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучший монтаж» и «Лучшая женская роль». Критики считают эту победу важным знаком признания независимого кинематографа со стороны Голливуда, ведь именно Шон Бэйкер является одним из главных его представителей. На церемонии Film Independent Spirit Awards, премии от коллег по цеху, Бэйкер подчеркнул, насколько сложной стала ситуация для независимого кинопроизводства.
Независимое кино переживает кризис, какого еще не было. Времена DVD-продаж, позволявших продюсерам рисковать и создавать нестандартные фильмы, ушли. Теперь единственный способ получить прибыль — выпустить блокбастер, многократно превосходящий по сборам свой бюджет. Ни один из наших фильмов на это не способен. <…> Мы стремимся к полной художественной свободе. Мы хотим выбирать актеров за талант, а не за их кассовый потенциал или число подписчиков в социальных сетях.
«Анора» уникальна тем, что получила главные награды сразу в двух престижных местах: в Голливуде, где часто побеждают дорогостоящие проекты, и в Каннах, где ценят авторское видение. До этого подобный успех был у фильма «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун-хо, который взял главные призы в 2020 году.
Фильм «Бруталист» Брэйди Корбета получил три награды: «Лучшая мужская роль» для Эдриана Броуди за роль венгерского архитектора-бруталиста Ласло Тота, пережившего Холокост; «Лучшая операторская работа» для Лу Кроули, который использовал технологию Vista Vision, создав впечатляющее визуальное решение; и «Лучший оригинальный саундтрек» для Дэниела Блумберга за тревожную музыку.
Примечательно, что предварительные прогнозы не совсем совпали с реальными итогами. Лидером по числу номинаций был мюзикл «Эмилия Перес» о Мексике и трансгендерном переходе*. Он был представлен в 13 категориях, но после объявления результатов общественное мнение изменилось. В сети обнаружили скандальные высказывания режиссера Жака Одиара о том, что испанский язык — это «язык провинциальных, развивающихся стран, бедняков и мигрантов», что вызвало негодование в Мексике. Позже в социальных сетях трансгендерной* актрисы Карлы Софии Гаскон нашли старые посты об исламе и сторонниках Black Lives Matter, где она выражала обеспокоенность увеличением числа «женщин с покрытыми волосами и в юбках до пят» в Испании и предлагала запретить религии, противоречащие европейским ценностям.
Среди других фильмов с большим количеством номинаций были «Бруталист» и «Злая» (по десять номинаций) и «Анора» (шесть номинаций).
*Движение ЛГБТ признано экстремистским, а его деятельность на территории РФ запрещена.