Феноменальный успех Disco Elysium показал, что такая глубокая и уникальная игра не могла остаться без продолжения или подражаний. В последнее время активно обсуждаются различные проекты, вдохновлённые стилем и духом этой ролевой игры. Мы собрали все доступные данные, чтобы разобраться, какие из этих проектов реально существуют, какие перспективны, а какие, вероятно, так и останутся лишь в мечтах фанатов.
Чтобы разобраться в многообразии студий, заявляющих о создании игр от авторов Disco Elysium, необходимо вспомнить ключевые события, повлекшие за собой появление целой волны таких проектов. Всё началось с эстонского объединения ZA/UM, основанного идейным вдохновителем игры Робертом Курвицем и его соратниками. С 2005 года они работали над тем, что впоследствии стало известной RPG. В 2016 году команда Курвица получила первое финансирование, что позволило им стать независимой студией с лондонским офисом. После выхода Disco Elysium в 2019 году игру ждали многочисленные награды, финансовый успех и всемирное признание.
Однако успех проекта омрачился внутренними конфликтами. В конце 2021 года ключевые творцы – Роберт Курвиц, Александр Ростов (художник и арт-директор) и Хелен Хиндпере (сценаристка) – были вынуждены покинуть ZA/UM. Выяснилось, что CEO и инвестор Ильмар Компус провернул мошенническую схему, приобретя контрольный пакет акций студии за её же собственные средства. Таким образом, Компус фактически «захватил» компанию, уволив Курвица и его коллег. Это привело к судебным разбирательствам, внутренним перестановкам и уходу многих сотрудников, не желавших работать под новым руководством.
Как следствие, бывшие сотрудники ZA/UM основали несколько новых студий, каждая из которых стремится развить идеи и достижения Disco Elysium. Среди них — Longdue, Dark Math Games, Summer Eternal, Red Info, а также сама ZA/UM, которая продолжила свою деятельность.
ZA/UM и проект Zero Parades
Ключевые фигуры из команды Disco Elysium:
- Джастин Кинан (писатель и нарративный дизайнер)
- Каспар «Каспаров» Тамсалу (арт-лид)
- Тынис Хаавел (продюсер)
- Эдуардо Рубио (аниматор)
- Антон Вилл (арт-директор)
- Сийм «Космос» Синамяэ (эпизодический автор)
Предполагаемая дата релиза: 2026 год
ZA/UM первой среди всех студий, основанных выходцами из оригинальной команды, представила проект, который наиболее близок к завершению. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, студия располагала значительно большим объемом ресурсов. Тынис Хаавел, исполнительный продюсер Disco Elysium, остался в ZA/UM. Благодаря финансовым махинациям с Ильмаром Компусом, контрольный пакет акций и часть интеллектуальных прав остались в руках компании. Этого оказалось достаточно для удержания части старых сотрудников (таких как Эдуардо Рубио и Джастин Кинан) и найма новых специалистов. Во-вторых, корпоративная культура в ZA/UM изменилась: она стала более структурированной и ориентированной на результат, в отличие от ранних этапов, когда Роберт Курвиц скорее создавал культурное объединение, чем студию разработки. С ноября 2022 года студией руководит Эдвард Томашевски, бизнесмен с опытом в индустрии AAA-игр.
Информация об игре пока неполная, но позволяет сформировать первое впечатление. Главной героиней станет шпионка по имени Хершел Уилк, обладающая необычной способностью превращать предметы в пепел одним касанием. Измученная и, возможно, проклятая, Хершел пять лет назад пережила крах своей команды и до сих пор мучается от прошлых ошибок. Теперь у неё появляется шанс искупить вину благодаря таинственному заданию. Сюжетно это напоминает сериал «Медленные лошади», где бывшие сотрудники разведки пытаются восстановить свою репутацию.
Трейлер показывает, что игра максимально сохраняет стилистику и технические особенности Disco Elysium: изометрический вид, механику проверок навыков и узнаваемый художественный стиль. Разработчики выделяют особую «систему давления» в Zero Parades, которая будет влиять на физическое и психологическое состояние героини. Выборы игрока будут отражаться на развитии навыков, при этом, по слухам, действия, идущие вразрез с характером персонажа, могут приводить к штрафам. Игроку предстоит балансировать между положительными и отрицательными последствиями, решая, какие качества развивать, а какие подавлять ради получения уникальных бонусов.
Dark Math Games и проект Tangerine Antarctic
Ключевые фигуры из команды Disco Elysium:
- Тимо Альберт (графика, арт-лид)
- Каур Кендер (исполнительный продюсер и инвестор ZA/UM)
- Арго Туулик (временно)
Предполагаемая дата релиза: Не анонсирована
Dark Math Games — это компактная студия, основанная Тимо Альбертом, моушен-дизайнером Disco Elysium, и Кауром Кендером, который, несмотря на формальный уход с поста директора ZA/UM, сохранил влияние (его место занял брат Хейти Кендер). Команда насчитывает около 20 разработчиков, примерно половина из которых — бывшие сотрудники ZA/UM.
Сюжет игры разворачивается в 2086 году на антарктическом горнолыжном курорте. Игрок принимает на себя роль оперативника патруля, который вместе с напарником расследует преступление. Описание обещает свободу действий: «Только от вас зависит, как вы проведете свои полярные ночи: расследуя жуткие убийства, разбивая сердца или просто коротая время».
Первоначальные трейлеры показывали игру, похожую на Disco Elysium, но в научно-фантастическом антураже. Однако разработчики приняли решение изменить как название, так и визуальный стиль. Проект теперь известен как Tangerine Antarctic (в честь отеля, где происходят основные события), а изометрическая перспектива уступила место виду от третьего лица. Тем не менее, обещания остаются прежними: глубокий нелинейный детективный сюжет, оригинальная ролевая система и значительно более лёгкая и весёлая атмосфера по сравнению с меланхоличной историей Гарри Дюбуа.
Longdue и неназванный проект
Ключевые фигуры из команды Disco Elysium:
- Арго Туулик (временно)
- Мартин Луига (сценарист, создатель персонажей)
- Пётр Соболевски (геймплейные механики)
Предполагаемая дата релиза: 2028 год
Наиболее примечательным аспектом Longdue является её основатель — Риаз Мула, нынешний председатель совета директоров и представитель инвесторов. В 2018 году Forbes Africa включил его в список «30 до 30» в категории технологий. Мула также известен как основатель буткемпов CoGrammar и HyperionDev, куда ранее присоединились Арго Туулик и Дора Клинджич, известные по работе над Disco Elysium. Их сотрудничество было недолгим: Арго Туулик ушёл со скандалом, что привело к судебному запрету на разработку для него и его студии Summer Eternal до 1 апреля 2025 года. Среди других участников Longdue, работавших над ZA/UM хитом, упоминаются Мартин Луига (сценарист, создатель персонажей) и Пётр Соболевски (геймплейные механики). Команда также включает Павла Блащака (композитор «Ведьмака 3»), Лэнвала Брауна (голос Мартина из Disco Elysium) и Бена Бэббита из Kentucky Route Zero в качестве соавтора. Проект финансируется через краудфандинговые платформы Kickstarter (кампания завершена) и IndieGoGo.
Что же представляет собой будущая игра? Официальный сайт Longdue описывает её как «изометрическую CRPG с богатым сюжетом, глубокими разветвлёнными диалогами, детально проработанными персонажами и непредсказуемым миром. Действие происходит в шахтёрском городке, находящемся на грани разрушения и возрождения. Игрок берёт на себя роль журналиста-изгоя — хаотичного, склонного к саморазрушению провокатора, который раскрывает скрытые истины, обнажает хрупкие системы и изменяет мир…»
Разработчики обещают «психогеографическую CRPG», главной особенностью которой станет динамичное изменение игрового окружения в зависимости от решений игрока.
Summer Eternal и неназванный проект
Ключевые фигуры из команды Disco Elysium:
- Арго Туулик
- Мартин Луига (временно)
- Дора Клинджич (сценарист)
- Ольга Москвина (писатель)
- Анастасия Иванова (бывший старший концепт-художник ZA/UM)
- Майкл Освелл (бывший графический дизайнер ZA/UM)
Предполагаемая дата релиза: Не анонсирована
Арго Туулик, бывший сценарист Disco Elysium, объявил о создании собственной студии Summer Eternal, которая также разрабатывает RPG. На данный момент Summer Eternal больше похожа на объединение единомышленников, критически настроенных к существующим системам, нежели на традиционную компанию по производству игр. Студия стремится к кооперативной структуре, разрабатываемой в партнёрстве с Институтом экономической демократии в Словении, где ключевой принцип — «каждый сотрудник является членом совета директоров», что предполагает горизонтальную экономическую модель. Однако на практике Summer Eternal Ltd, зарегистрированная в Лондоне, полностью принадлежит Арго Туулику, который является её единоличным директором и владельцем 100% акций.
Из-за судебного запрета, действовавшего до 1 апреля 2025 года (следствие конфликта с Longdue), Туулик не мог вести активную разработку. Следовательно, Summer Eternal приступила к полноценной деятельности лишь несколько месяцев назад. Ожидать скорого релиза не приходится, но в ближайшем будущем можно ожидать новых объявлений о проекте.
Red Info и неназванный проект
Ключевые фигуры из команды Disco Elysium:
- Роберт Курвиц (автор)
- Александр Ростов (художник)
- Хелен Хиндпере (ключевой автор)
- Мартин Луига (временно, позже перешёл в Longdue)
Предполагаемая дата релиза: Не анонсирована
В марте 2025 года стало известно об основании студии Red Info Робертом Курвицем, Хелен Хиндпере и Александром Ростовым. В свете конфликта с CEO ZA/UM, в результате которого Курвиц потерял контроль над интеллектуальными правами на Disco Elysium, ему пришлось сосредоточиться на судебных разбирательствах и разработке совершенно нового проекта. Red Info объединяет наиболее близкий к оригинальному составу создателей Disco Elysium. Помимо этой троицы, долей в студии владеет китайский инвестор NetEase.
На данный момент официальных подтверждений о разработке конкретной игры от Red Info нет. Вся информация основана на слухах, поскольку представители студии пока не давали официальных комментариев.