Вы, возможно, уже слышали об аниме «Оглянись». Как минимум, что геймдизайнер Хидэо Кодзима включил его в свой список любимых, или что это короткометражная работа от Тацуки Фудзимото — легендарного мангаки, автора «Огненного удара» и «Человека-бензопилы», уже зарекомендовавшего себя как мастера, умеющего точно бить по самым чувствительным струнам души. Для тех, кто не в курсе: «Огненный удар» — это мучительная история выживания человека, потерявшего любимую сестру и обреченного на вечные страдания в поисках мести; а «Человек-бензопила» — рассказ о парне, который просто мечтал о спокойной жизни и тепле, но стал оружием в руках искусного манипулятора.
В плане драматизма «Оглянись» продолжает традиции предыдущих работ Фудзимото. Сюжет разворачивается вокруг школьницы по имени Фудзино, которая рисует четырехкадровые комиксы (ёнкома) для школьной газеты. Ее работы считаются лучшими, и она привыкла к восхищенным отзывам. Все меняется, когда в газете появляются комиксы другой девочки, Кёмото, которая не ходит в школу, а присылает рисунки из дома. Случай сводит их: Фудзино поручают отнести Кёмото школьный диплом.
К удивлению Фудзино, талантливая, но замкнутая Кёмото оказывается ее преданной фанаткой — она с нетерпением ждала каждый выпуск ее комиксов и расстраивалась, когда Фудзино по какой-то причине перестала рисовать. Фудзино, для которой это стало настоящим сюрпризом и поддержкой в творчестве, в ответ предлагает Кёмото свое дружеское плечо, помогая ей обрести уверенность и сделать шаг навстречу миру за пределами дома.
Время идет. Девочки вместе работают над короткой мангой (ваншотами), постепенно набирая популярность в индустрии. Фудзино остается своего рода лидером: ее идеи часто становятся основой сюжетов, ее имя чаще мелькает на обложках. Наступает момент, когда Кёмото решает выбрать свой собственный путь, что оказывается неприемлемым для Фудзино. Их дороги расходятся.
Именно в этот момент аниме наносит сильный эмоциональный удар. Даже если вы знакомы с мангой и знаете, что произойдет, эффект потрясения сохраняется. Остается лишь погрузиться в эту горько-сладкую атмосферу полной потерянности во времени и пространстве, которую испытывает героиня Фудзино. В секунду, которая кажется короче и тяжелее долгих лет упорного труда, она теряет огромную, важную часть своей жизни, возможно, даже саму себя. Это чувство сопровождает ее до финала, пока она снова не садится за свой рабочий стол, не смотрит на утренний город и не прикрепляет четырехкадровый комикс своей подруги над рабочим местом.
Внимание: Спойлеры!
Кёмото трагически погибает в результате нападения неуравновешенного человека в художественном колледже. Эта сцена показана через призму альтернативной, вымышленной реальности, где Кёмото выживает благодаря вмешательству Фудзино, которая в этом варианте событий владеет карате и оказывается рядом в нужный момент. Этот прием — почти детский способ справиться с невыносимой травмой путем создания утешительной фантазии. Осознание невозможности изменить случившееся, бессилие перед лицом рока и несправедливости происходящего буквально перехватывает дыхание.
Интересно, что эта трагическая сцена присутствовала и в оригинальной манге, и многие читатели отметили ее сходство с реальным поджогом студии Kyoto Animation, произошедшим 18 июля 2019 года. Из-за этих параллелей манга была немного изменена, чтобы снизить прямое сходство и избежать возможной стигматизации людей с психическими расстройствами. В окончательной версии аниме мотив нападавшего показан как иррациональная реакция на ощущение, будто на него смотрят свысока, что побуждает его напасть на первого встречного в колледже.
Сама по себе манга, безусловно, великолепна, но впечатляет, насколько тонко режиссер и сценарист Киётака Осияма адаптировал «Оглянись» для экрана. Несмотря на максимальную близость к тексту оригинала Тацуки Фудзимото, в аниме добавлены subtle акценты, которые сделали его невероятно живым и глубоким. Это заслуга Осиямы — умение сочетать длинные, почти медитативные сцены повседневной жизни, где героини сидят спиной к зрителю, слышен лишь легкий шорох карандаша, с шокирующе быстрыми и динамичными трагическими эпизодами. После таких моментов повествование начинает словно разрушаться, реальность и вымысел смешиваются, точно передавая состояние человека, переживающего острую потерю.
Отдельного упоминания стоят визуальные акценты на мотиве «оглядывания». Это и буквальные взгляды назад, и желание зрителя увидеть лица героинь, а не только их спины во время работы, и глубоко символические моменты, как, например, когда Фудзино оглядывается и видит подписанное ею хаори, которое ее погибшая подруга бережно хранила на двери, тем самым подтверждая важность их связи и своего рода послание из прошлого.
Ранее Осияма работал над дизайном персонажей для «Человека-бензопилы» и был ведущим аниматором в таких проектах, как «Моб Психо 100», Doraemon the Movie и FLCL Alternative. В «Оглянись» он сосредоточился на создании атмосферы: красочные, эмоционально насыщенные фоны и пейзажи, такие же трогательные, как рисунки самой Кёмото. Он мастерски использовал не только визуальный ряд, но и музыку для точной передачи чувств и переживаний героинь.
«Я считаю, что диалоги и визуал могут многое передать, но этого не всегда достаточно. Музыка же способна легко и напрямую донести до зрителя эмоции и внутренние переживания героев.»
«Оглянись» — это, без преувеличения, настоящее кинематографическое произведение. Глубокое, эмоциональное, созданное с большой любовью. Неудивительно, что оно вызвало столь сильный отклик у маэстро Кодзимы.
«„Оглянись“ — одно из самых выдающихся аниме за последние десять лет. Я даже написал о нем. Оно потрясло меня до глубины души! Сколько в нем нежности, доброты и силы! Благодаря невероятной чуткости и выразительности оно превосходит многие игровые фильмы! Я увидел в нем настоящее и будущее индустрии развлечений! Это действительно великолепное аниме. Я тут же заказал оригинальную мангу Тацуки Фудзимото и с нетерпением жду возможности „оглянуться“ на нее.»