Новая “Белоснежка” от Disney была признана худшим фильмом студии, получив всего 1,6 балла из 10 на IMDb. Но так ли ужасна эта картина, или же низкий рейтинг обусловлен политическими мотивами, связанными с выбором актрисы Рэйчел Зеглер и её неоднозначными высказываниями? Давайте разберемся.
Игровые ремейки Disney уже давно стали способом заработка на ностальгии и известном бренде, не отличаясь при этом душевностью или качеством, несмотря на внушительные бюджеты. Студия повторяет этот трюк снова и снова, вызывая недовольство критиков и зрителей, но, похоже, не извлекая уроков из своих ошибок. Возможно, именно “Белоснежка” станет исключением и разорвет этот порочный круг?
Это было бы символично, ведь Белоснежка – особенная и важнейшая из принцесс Disney. Мультфильм “Белоснежка и семь гномов” – это не просто очередная анимационная лента, а первый полнометражный мультфильм самого Уолта Диснея. Возможно, без него студия так и осталась бы в рамках короткометражек и телевидения.
Именно поэтому ремейк “Белоснежки” вызвал столь бурную реакцию, возможно, даже более сильную, чем предыдущие лайв-экшен адаптации. Хотя казалось бы, куда уж острее? Зрители любят “Мулан”, “Аладдина” и “Русалочку”, но “Белоснежка и семь гномов” – это не просто любимый мультфильм, это знаковая веха в истории анимации.
Создатели фильма понимали, что не имеют права на ошибку, и пытались перестраховаться от всего. В результате они попытались угодить всем и сразу, что, как и следовало ожидать, не привело ни к чему хорошему. Фильм не может определиться, чем он должен быть: бережным воспроизведением классики, пусть и устаревшей, или же прогрессивным, феминистическим высказыванием, жертвующим сутью оригинала. В итоге ремейк не стал ни тем, ни другим, за что и был раскритикован практически всеми.
Сюжет оригинального мультфильма и сказки известен практически каждому: злая королева завидует красоте Белоснежки и хочет её убить. Белоснежка находит убежище в доме гномов в лесу. Ведьма всё же находит её и отравляет яблоком, а затем сама погибает. Принц целует Белоснежку, она оживает, и все живут долго и счастливо.
В целом, ремейк придерживается того же сюжета, но изменения всё же есть. Причем каждое из них недостаточно радикально, чтобы удовлетворить прогрессивную аудиторию, и в то же время достаточно неуважительно к оригиналу, чтобы вызвать недовольство консерваторов.
Главное изменение заключается в переосмыслении образа Белоснежки. Из пассивной девицы, ждущей спасения, её пытаются превратить в разбойницу, воительницу или даже политика. Это, конечно, не новая идея, но вполне понятная.
Оригинальная Белоснежка была образцом идеальной женщины и ролевой моделью для девочек своего времени. Она была красива, хозяйственна, покорна, занималась домашним хозяйством и преданно ждала принца, не проявляя инициативы. Идеал… для 1930-х годов. К моменту создания мультфильма американские женщины имели избирательное право чуть более десяти лет. До эпохи “Отпусти и забудь” было еще далеко.
Вполне логично, что современные авторы стремятся сделать героиню более активной. Идея сильных женских персонажей, безусловно, заслуживает поддержки. Хочется, чтобы примером для подражания для будущих поколений стала принцесса, добивающаяся своего “долго и счастливо” самостоятельно, а не полагаясь на счастливый случай.
Disney умеет создавать таких героинь: умных, любознательных, настойчивых и смелых. Но в игровых ремейках такие персонажи почему-то встречаются редко. В итоге, новая Белоснежка превратилась из образцовой домохозяйки в избалованную и недалекую особу, которой все должны по праву рождения.
Создатели так усердно боролись с устаревшими патриархальными стереотипами, что забыли наделить героиню чем-то взамен. В оригинале принцесса, оказавшись в доме гномов, начинает уборку и готовит им еду, прямо как Моника Геллер или Шелдон Купер. Позже она заставляет гномов мыться и печет пироги.
В ремейке Белоснежка также попадает в дом гномов, но сразу же ложится спать. Она не готовит им, а уборкой они должны заниматься сами.
Авторы также попытались показать её смелость. В оригинале, оказавшись в лесу, принцесса боится и видит кошмары. В ремейке она смело смотрит в лицо опасности, но галлюцинации почему-то остаются. Смысл сцены теряется.
Становится понятно, что главная идея ремейка – показать, что Белоснежка – законная наследница престола, которая должна свергнуть Злую королеву и править самостоятельно. Но сама героиня никак не демонстрирует, что заслуживает такой власти. Её предложение по улучшению жизни народа – угостить всех пирогами. Даже Злая королева была шокирована таким “решением”, справедливо заметив, что народу сейчас не до сладостей.
Новая Белоснежка не делает ничего, чтобы заслужить право на трон. В начале фильма говорится, что о ней все забыли. Она не сражается, солдаты сами переходят на её сторону. Она не помогает людям, они сами идут за ней. Даже Злую королеву она не побеждает – та сама себя уничтожает.
Для простой сказки о любви это было бы нормально. Но авторы пытались представить принцессу как лидера, поднимающего народ на революцию против тирании. В итоге получился вялый дворцовый переворот, в котором одного диктатора сменил другой, ничем не лучше.
Да, история, известная песней “Someday My Prince Will Come”, осталась без принца. Саму песню тоже вырезали, вероятно, не случайно. Вместо неё появилась “Waiting on a Wish”. Песня неплохая, и Рэйчел Зеглер, несмотря на критику, поёт хорошо, в отличие от Галь Гадот, к которой тоже есть вопросы. По крайней мере, на мой скромный слух.
К актерской игре сложно придираться, учитывая слабый сценарий. Хотя кривляния Галь Гадот во время её музыкального номера были забавными, возможно, даже случайно. Это самая смешная часть фильма, после которой воспринимать её как зловещего персонажа уже не получается. Зеглер же весь фильм провела на фоне зеленых экранов, с зелеными манекенами, так что сложно оценить ее игру.
Место принца занял бродячий актер Джонатан, ставший разбойником. Почему не принц? Чтобы подчеркнуть идею революции. Он не просто разбойник, а преданный солдат короля, отца Белоснежки.
Из плюсов – у Джонатана больше экранного времени, чем у принца в оригинале. Отношения Белоснежки и Джонатана развиваются немного плавнее, чем “увиделись – поженились”, но ненамного. Скорее, “увиделись – пару раз поговорили – поженились”. Проработанной любовной линией это назвать сложно.
Что касается Джонатана, он просто симпатичный обаятельный “негодяй”. Авторы отказались от стереотипов 1930-х, заменив их стереотипами 1950-х.
Зачем ввели персонажа Простачка, непонятно. Возможно, чтобы показать доброту Белоснежки, которая исцелила его от немоты. В оригинале он был немым. Интересно, как это восприняли бы SJW. Не обесценили ли авторы инвалидность?
Вряд ли кто-то смотрел “Белоснежку и семь гномов” с мыслью: “Вот бы у Простачка была своя сюжетная линия”. Было бы интереснее, если бы у него возникла химия с Белоснежкой. Такой фильм я бы посмотрел. Хотя, если честно, я уже смотрел подобный фильм, но писать о нём на этом сайте нельзя.
Вот такое вот нововведение – просто, чтобы было.
Что касается гномов, то их компьютерные модели выглядят жутковато. В статике на фото еще терпимо, но в движении – ужас. Непонятно, почему их сделали компьютерными, а не пригласили актеров с карликовостью. Видимо, в любом случае нашлись бы обиженные. В фильме, кстати, есть один актер-карлик, возможно, для смягчения критики.
Страшны не только гномы. Декорации в целом не выглядят на 270 миллионов долларов. Нет ощущения погружения в сказочный мир, а ведь это был единственный плюс игровых ремейков – красивая и правдоподобная картинка. Здесь же постоянно ловишь себя на мысли, что смотришь детский утренник с нейросетевыми фильтрами.
В мои юные годы (давно хотел так сказать) вышли сразу два фильма про Белоснежку. Оба по-своему переосмыслили сказку, пытались отойти от образа “девы в беде” и сделать героиню активной. Оба окупились, но не стали значимыми событиями в истории кино. Главное – оба фильма имели чёткое понимание того, чем они хотят быть. “Белоснежка: Месть гномов” была комедией, а “Белоснежка и охотник” – мрачным фэнтези.
Новая “Белоснежка” от Disney этим похвастаться не может. Она пытается паразитировать на ностальгии по оригиналу, высасывая из него все соки ради прибыли. Создателям фильма плевать на феминизм и прогрессивные идеи. Они лишь поверхностно прошлись по “проблемным” моментам оригинала, чтобы избежать бойкота в социальных сетях.
В итоге фильм одинаково не понравился и консерваторам, и прогрессивно настроенным зрителям. “Белоснежка” бессмысленно портит и вырезает всё хорошее, что было в оригинале, не предлагая ничего взамен. Настолько ли он плох, как фильмы с рейтингом 1,6/10? Технически нет. Большая часть критики не связана напрямую с качеством фильма. Но заслуживает ли он такой низкой оценки? Пожалуй, да.
P.S. Рэйчел Зеглер – наполовину колумбийка, наполовину полячка. Поэтому её кожу сложно назвать “белой как снег”. Но поверьте, даже если бы она сияла белизной, фильм лучше бы не стал.