Вс. Сен 7th, 2025

Похоже, после ряда попыток студии Marvel расширить свою киновселенную, руководители осознали необходимость перемен. Результатом стал фильм «Громовержцы*», рассказывающий о группе, казалось бы, неудачливых и очень человечных антигероев. Именно эти персонажи неожиданно привлекли наибольшее внимание зрителей. Попробуем разобраться, почему выбор в пользу “не-супергероев” оказался удачным и что публика ждет сегодня от персонажей в костюмах.

Осторожно: текст содержит спойлеры к сюжету!

В то время как знаменитые герои вроде Железного человека, Халка и Капитана Америки вели борьбу со злом на виду у всех, существовали и другие персонажи — те, кто не смог стать полноценными героями или злодеями. Теперь они работают как наемники, находя применение своим необычным способностям, продвинутому снаряжению и специальным костюмам, которые они получили в результате экспериментов или изнурительных тренировок.

Подобная судьба и у ключевой героини — Елены Беловой (Черная Вдова в исполнении Флоренс Пью). У нее не складывается жизнь: проблемы с отцом, внутренний дискомфорт, безденежье, неудачи в личной жизни и полное отсутствие признания. Ее работа незамысловата: получить задание и в одиночку устранить все, что не устраивает начальство. Например, по приказу директора ЦРУ Валентины Аллегры де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус) Елена разрушает исследовательскую лабораторию в Малайзии. Сразу после этого ее накрывает чувство безысходности и понимание, что ее жизнь идет не так. Но перед тем как попытаться что-то изменить, ей поручают последнее задание: проникнуть в скрытый бункер и ликвидировать Эйву Старр (Ханна Джон-Кеймен), известную как Призрак.

В бункере, кроме Елены и Эйвы, оказываются также Джон Уокер (Уайатт Рассел), он же Агент США (или, как его прозвали, “Капитан Америка для бедных”), и Антония Дрейкова (Ольга Куриленко), известная как Таскмастер. Вскоре они понимают, что задание каждого заключалось в устранении кого-то из присутствующих, что означает: де Фонтейн планировала избавиться от них как от нежелательных свидетелей. После короткой стычки Таскмастер погибает от выстрела Призрака. Однако ситуация усложняется появлением неизвестного человека по имени Боб (Льюис Пуллман), который выглядит потерянным и дезориентированным, бродя по помещению в больничной одежде и почти ничего не помня. Эта разношерстная группа объединяется с целью выбраться из ловушки, устроенной их нанимателем. В процессе они обнаруживают секретный проект де Фонтейн, центральной фигурой которого является Боб — единственный выживший участник эксперимента “Часовой” по созданию неуязвимых и всемогущих существ.

Ключевая и удивительно понятная идея фильма заключается в том, что его герои — это люди, оказавшиеся в уязвимом положении, пострадавшие от тех, кто имеет власть. Эта тема резонирует со многими зрителями, которые сами переживают периоды нестабильности, кризисы и мировые потрясения, вынужденные приспосабливаться к жизни без ясных перспектив. Неопределенность будущего ощущается каждым членом команды “Громовержцев”: только что у тебя была работа и подобие стабильности, а в следующий момент тебя пытаются устранить. Эта горькая ирония находит отклик у аудитории, тем более что подана она не в мрачных тонах, а скорее вызывает едва заметное чувство узнавания и сопереживания персонажам.

Еще один удачный аспект фильма — упрощенный подход авторов к теме психологических травм и их проработке. Это представлено довольно прямолинейно и поверхностно, но понятно. Персонажи пережили травмы, их прошлое содержит драматические моменты, которые могут быть близки любому зрителю. Их истории не связаны с получением суперспособностей в результате секретных экспериментов или военного плена, а с более приземленными вещами: зависимости, проблемы в семье, предательство. Эти глубокие эмоциональные раны повлияли на каждого “Громовержца” и мешают им обрести душевный покой. По сути, их главный противник — это не кто-то извне, а их собственная внутренняя боль, мрак, который поглощает их и вынуждает возвращаться к насилию, риску и поиску смысла в крайних формах.

Отдельно стоит отметить антагониста — его образ получился очень эффективным, даже на уровне подсознания, независимо от его места в киновселенной Marvel. Роберт Рейнольдс, также известный как Боб или Часовой, показан как личность с тяжелым деструктивным прошлым. Власть имущие не стали разбираться в деталях его истории, а предпочли использовать его как объект для своих экспериментов. Удачное решение авторов — не углубляться излишне в прошлое персонажа, а лишь обозначить схему его конфликта с де Фонтейн, которая им распоряжалась. Это позволило создать не притянутый за уши конфликт, а ситуацию, близкую и понятную каждому, кто сталкивался с давлением со стороны вышестоящих. Проблема антагониста иллюстрирует типичные фразы: “тебя просто используют”, “твои проблемы никого не волнуют, важен только результат” и тому подобное.

Этот конфликт, одновременно болезненный и удачный, тесно связан со злой ипостасью Роберта — Мраком. Эта сущность предстает как непроницаемый темный силуэт, способный мгновенно уничтожить человека и всю его жизнь, оставив лишь немой след. Когда Часовой демонстрирует свои истинные силы, возникает ассоциация с фотографиями после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, где на поверхностях оставались лишь темные силуэты людей. Так, просто и без лишних слов, передаются весь ужас его возможностей и глубина его личной трагедии.

Более того, эта способность не выглядит случайной или придуманной ради эффекта, как в историях типа “А что, если…?”. Она служит важным сюжетным элементом и глубоко связана с личной драмой главной героини. Есть замечательная сцена, где Елена, в отличие от других, не убегает от проявления тьмы, а наоборот, сознательно идет ей навстречу. Этот момент без слов раскрывает ее состояние: она измучена жизнью, не может отпустить прошлое и на самом деле не стремится спасать мир или помогать людям; ее единственное желание — исчезнуть, раствориться в этой тьме. К счастью, авторы Marvel дарят ей надежду: она не исчезает, а попадает в ловушку мучительных воспоминаний прошлого, в своеобразное чистилище, где нет смерти. Выход из этого состояния становится возможным только после того, как “Громовержцы” находят способ помочь Роберту, который, спасаясь от кошмарных воспоминаний, запер остатки своего разума где-то в глубинах своего сознания, словно на старом уютном чердаке.

Достичь этого тонкого философско-психологического оттенка удалось благодаря превосходному актерскому составу. Флоренс Пью (известная по фильмам “Время жить”, “Маленькие женщины”, “Оппенгеймер”) убедительно демонстрирует свои драматические способности: ее игра, интуиция заставляют верить каждому ее жесту и слову. Дэвид Харбор (“Очень странные дела”, “Хэллбой”) прекрасно справляется с ролью неловкого отца-неудачника; его персонаж слегка утрирован, но в его глазах всегда столько скрытой печали, что даже его нелепые золотые зубы не отвлекают от ощущения личной драмы. То же относится и к Уайатту Расселу (“Проклятые воды”, “Сокол и Зимний солдат”), который постоянно выглядит так, будто готов расплакаться. В совокупности они производят впечатление не столько “жалких”, как это порой подчеркивается в диалогах и неудачных шутках, сколько просто понятных, живых и очень близких зрителю. Да, сцена с историей про инцидент на футбольном поле маленькой Елены может вызвать смех в зале, но по сути — разве такие неловкости не случаются в жизни?

К сожалению, фильму не удалось полностью избежать привязки к общей киновселенной Marvel. Наличие сцен после титров с устаревшим юмором в духе “Мстителей после битвы”, где персонажи, только что показанные как глубоко травмированные и несчастные, внезапно наслаждаются своим новым положением, выглядит неуместно. Или совершенно непонятный момент в конце, где “Громовержцев” представляют публике как новых Мстителей, и они почти с готовностью принимают эту роль. Очевидно желание студии развивать франшизу и предложить фанатам привычные элементы, но это, к сожалению, вредит фильму. “Громовержцы” могли бы стать самостоятельной, сильной работой с уникальной философией и оригинальным подходом к темам, проблемам и персонажам.

Тем не менее, фильм “Громовержцы” безусловно заслуживает просмотра. Он ощущается как свежий взгляд после череды менее удачных проектов студии. Есть надежда, что Marvel благодаря этой картине найдет новый вектор развития, который поможет выйти из цикла однообразных проектов, и будущие фильмы будут соответствовать уровню, заданному “Громовержцами”.

By Платон Костромин

Платон Костромин — профессиональный спортивный аналитик из Новосибирска с опытом работы более 12 лет. Специализируется на футболе и хоккее, ведёт авторскую колонку в нескольких спортивных изданиях.

Related Post