Наш сегодняшний гость не нуждается в особом представлении. Никита `Daxak` Кузьмин всегда находится в центре внимания сообщества, независимо от того, выступает ли он на профессиональной сцене или нет. Кузьмин — один из самых ярких, вызывающих споры и противоречивых игроков в киберспорте. Мы обстоятельно пообщались с Никитой, чтобы узнать не только о Dota 2 и его недавнем переходе в Virtus.pro, но и о его более широких взглядах на карьеру и жизнь в целом. Желаем приятного чтения.
— По твоему недавнему интервью можно было понять, что ты хотел сохранить команду Chimera, но это не вышло. Однако затем состав (кроме Panto) все-таки остался вместе и перешел под тег Virtus.pro. Как так получилось?
— Все вышло очень спонтанно. Как говорится в великой цитате Iceberg… Или кого-то другого там (смеется).
— “Великая цитата Iceberg” звучит интригующе.
— Просто был выбор между сбором новой команды и тем, что уже работало. Я выбрал то, что уже функционировало.
— Могли ли вы остаться под тегом Chimera?
— Нет.
— А что насчет альтернативного варианта, о котором ты упомянул?
— Это был состав с Мухой: ALWAYSWANNAFLY, Lelis, я, Copy и Kiritych.
— Что стало решающим фактором при выборе между этими двумя командами?
— Учитывались и рейтинговые очки, и потенциально больше шансов показать результат, тем более времени до конца сезона осталось не так много. Дело не в том, что в том составе люди лучше по игровым качествам.
— В предыдущем интервью ты говорил, что успешно выступить на DreamLeague вам помогло то, что вам было нечего терять, и это давало легкость. Сейчас ситуация изменилась, есть что терять. Стало ли играть сложнее?
— Мне лично все равно. Мне комфортно в любой ситуации. Теперь все зависит от того, насколько хорошо мы поработаем и успеем ли набрать форму, чтобы на квалификациях к Riyadh и TI избежать каких-либо неприятностей.
— Насколько сильно замена одного игрока влияет на команду в целом и конкретно в вашем случае?
— Пока это влияет достаточно сильно, потому что хотя бы один из двух саппортов должен быть способен активно общаться. Если этого не происходит, возникают проблемы в ранней стадии игры. В начале игры саппорты важнее всех, кор-игроки вступают позже. Если оба саппорта молчаливы, это создает определенные минусы.
— То есть Rein более молчаливый?
— Ну, он новичок на таком уровне. Даже если он не молчит, у него пока не до конца получается. В начале это нормально.
— А если отвлечься от вопроса его молчаливости, какое у тебя первое впечатление от него?
— Он трудолюбивый и достаточно смышленый парень. Думаю, в будущем он сможет хорошо развиться — ему просто нужно время.
— Какие у тебя впечатления от первых игр за Virtus.pro?
— Хотелось бы видеть более высокий уровень игры. Даже если не брать в расчет топ-4, а просто посмотреть на то, как много квалификаций мы играли до этого… Хотелось выиграть турнир, который, откровенно говоря, далек от тир-1 уровня по составу участников, и хотя бы показать конкурентную борьбу на квалификации [на DreamLeague]. А не так, что Nigma выигрывает 3:0 в любой ситуации и с любыми пиками.
— С чем ты связываешь то, что не получилось показать желаемый уровень? С заменой игрока или с переходным процессом вступления в новую организацию?
— Это всегда вопрос личной индивидуальной формы. То, о чем постоянно говорят люди — про организацию, буткемп за границей, коммуникацию и так далее — все это второстепенно на фоне личной формы каждого игрока.
— Тогда расскажи подробнее про индивидуальную форму. В традиционном спорте понятно, от чего она зависит — травмы, нагрузки. А от чего зависят колебания личной формы в Dota 2?
— В моем понимании, это можно описать одним словом — дисциплина. То есть дисциплина, мотивация и тому подобное. Если человек не дисциплинирован и не мотивирован, то с личной формой будут проблемы. Почему к возрастным игрокам меньше уважения? Потому что у них появляются другие вещи, которые отвлекают: семья, девушка, дети, другие жизненные цели.
— Есть и альтернативная точка зрения: что семья, жена, девушка, наоборот, могут стать опорой и поддержкой, помогающей в карьере. Ты же, как я понял, рассматриваешь это исключительно как отвлекающие факторы?
— Не совсем. Конечно, бывают случаи, когда семья, девушка, дети для тебя — это скорее как хобби. Приоритеты нужно расставлять. Если твоим главным приоритетом является работа, то что бы ни происходило, ты всегда будешь ставить работу на первое место. Если так, то можешь заводить хоть двух жен, десять сыновей, 15 бизнесов — у тебя все будет в порядке.
— Если форма строится на дисциплине, насколько легко или сложно тебе постоянно поддерживать игровую форму?
— Мне легко. У меня есть опыт, в том числе жизненный, и четкое понимание, что, кроме «Доты», я ничего не умею. Да, в «Доте» я добился успехов, могу стримить и много зарабатывать, могу, условно, ничего не делать десять лет и жить спокойно на заработанное. Но хочется большего. Хочется заработать достаточно на всю жизнь или на собственный бизнес.
— Хорошо, допустим, ты заработал на всю жизнь. Чем бы ты тогда занимался?
— Я трудоголик, но мне кажется, что я бы занялся не бизнесом, а чем-то связанным с музыкой. Смог бы позволить себе нанять лучших учителей, посвятить этому все свое время и внимание, и рано или поздно смог бы что-то спеть.
— В каком жанре ты бы хотел себя попробовать?
— Наверное, начал бы с чего-то простого, вроде рэпа, а закончить хотелось бы… Даже не знаю.
Еще, возможно, мне хотелось бы попробовать себя в актерском искусстве. Я считаю, что если ты стример, у тебя уже есть определенная харизма, некоторые способности. И если пение требует очень много труда, то с хорошими результатами и раскрученной медийностью вполне реально попасть в какой-нибудь сериал, просто попробовать, провести проверку реальности. Было бы интересно поучаствовать в каком-нибудь тир-2 или тир-3 сериале и понять, насколько адекватно я себя там чувствую, как отыграю, какие будут отзывы.
— Эти мысли об искусстве появились у тебя недавно или это то, о чем ты думал еще до «Доты»?
— Скорее всего, они появились уже во время. У нас постоянные съемки, стримы… В каждой команде была определенная медийная активность. Где-то лучше, где-то хуже, но ее было много, и она была разнообразной, включая мини-фильмы. Это очень интересный опыт, который повлиял.
— Помню забавный ролик от BB Team про твое детство.
— Что-то вроде того. Абсолютная правда (смеется).
— Ты озвучил мысль, которую иногда слышишь от других дотеров: «Я, кроме “Доты”, ничего не умею». Тебя это не беспокоит? Нет сожаления, что не занялся чем-то еще или не научился чему-то другому в свое время?
— Конечно, всегда хочется уметь все на свете, но реальность такова, что в любой сфере, если человек хочет добиться успеха, он должен жить этим, только этим. Если он не полностью погружен в свою сферу, то, скорее всего, он ничего не добьется.
— Да, это абсолютная правда, но есть нюанс. Большинство профессий остаются с человеком на протяжении всей жизни. Экономист и в 70 лет может полностью реализовываться в своей сфере. Со спортсменами и киберспортсменами другая история: после завершения карьеры в 30-35 лет может наступить кризис, когда то, чем ты занимался всю жизнь, становится недоступным…
— Ну, во-первых, остаются накопления. И какие бы результаты у тебя ни были (хоть минимально адекватные), если ты не совсем глуп, медийную составляющую можно развивать и дальше монетизировать не только на стримах, но и через брендовые контракты, как в традиционном спорте.
— Почему, по твоему мнению, такое логичное заключение о ценности медийности так мало разделяется среди профессиональных дотеров?
— Потому что большинство людей, которые так много играют за компьютером, антисоциальны. Это же не происходит само по себе, над этим тоже нужно работать. У всех есть мечта: сначала добиться результата, а потом уже заняться этим. А потом возникают другие проблемы, или просто пропадает мотивация. А когда они наконец задумываются об этом, зачастую уже поздно.
— Ты, кстати, обсуждал эту тему с кем-то из своих тиммейтов?
— Было такое, но потом я понял, что их будущее — их забота. Моя задача, чтобы они научились играть. И я понимаю, что если ты пытаешься заниматься десятью делами одновременно, вряд ли ты преуспеешь во всех.
— Ты сказал, что люди, которые много играют, по большей части антисоциальны. Ты себя к таким относил или относишь?
— Относил — да. Отношу ли сейчас… Относительно обычного человека — да, относительно дотера — скорее всего нет.
— А когда ты начал меняться в этом плане?
— Это происходит постепенно, на протяжении всей жизни. Знаешь, маленькая деталь здесь, маленькая деталь там. Вся наша жизнь состоит из мелочей.
— У тебя самого достаточно яркий медийный образ, возможно, один из самых заметных. Но в нем есть и негативные стороны. Тебя часто считают жестким, неуступчивым, конфликтным. Ты согласен с тем образом, который сложился в комьюнити, близок ли он к реальному Никите?
— Скорее да, чем нет. Если ты хочешь стать лучшим, ты должен видеть реальность — это первое. И уметь исправлять свои ошибки. Легко постоянно говорить всем, что все молодцы. Но реальность такова: если все всегда молодцы и играют хорошо, откуда берутся победители?
— Тогда уточню: допустим, ты говоришь человеку правду, и это приводит к негативному результату, даже если ты прав. Стоит ли продолжать говорить правду, или лучше сказать: «Ты молодец, в следующий раз получится»?
— Много раз в моей карьере мне следовало промолчать и не пытаться исправить тех, кого исправить невозможно. Если человек слаб и не готов к критике, нужно было просто сказать: «Это твое дело, я не могу тебе помочь в этой ситуации» — и не подставляться. А если пытаешься исправить всех и вся, к сожалению, можешь сам попасть в неприятную ситуацию.
— Ты говоришь, что понимаешь, что можно было поступить иначе. Почему же тогда ты так делал?
— Всегда есть надежда, что можно исправить любого, но, скорее всего, это не так — никогда не было и не будет.
— Возвращаясь к медийному образу. Ты бы хотел, чтобы он был немного другим, чтобы с тобой ассоциировалось меньше негатива?
— Я строю свой образ не на манипуляциях или обмане. На самом деле, это очень просто сделать. Говоришь: «Оп, я резко изменился», — объясняешь, как именно изменился. Но мне самому это не приносит удовольствия. Это как во время стримерской карьеры: у меня была возможность провести десятки тысяч коллабораций с разными фриками. По факту это принесло бы огромный успех, но мне это просто неприятно.
Это то же самое, что играть на низком MMR, как делают Stray и подобные ему. Для этого требуется в десять раз меньше харизмы и усилий. Тебе даже не обязательно выигрывать. Тебе ничего не нужно делать, люди сами генерируют контент. Мне не хочется этим заниматься — это не то, к чему я стремлюсь. Назови мне стримера, который, начав играть на низком MMR, не получил прирост зрителей? Все получили. Это требует меньше вложений, а результат проще. Но это не то, чего хочет каждый человек.
— Да, это факт. Но я говорил немного о другом. Я о том, не было ли опасений, что из-за репутации конфликтного игрока, ты можешь, условно, превратиться в Lil`а, перед которым часть дверей на профессиональной сцене оказалась закрыта из-за этого?
— С одной стороны, да. А с другой… Это немного сложный вопрос, потому что и Dota 2, и другие дисциплины — это не только про твой скилл. Здесь важен человеческий фактор и тому подобное. Тем не менее, если ты обладаешь очень высоким скиллом, вся эта репутация рано или поздно… Во-первых, хоть немного-то можно измениться, а во-вторых, если ты хайскилл, на какие-то моменты можно закрыть глаза. Тот же Lil, если бы он сейчас был невероятным хайскиллом, как во времена золотого состава VP, очень мала вероятность, что не нашлось бы команды, которая захотела бы его взять. Это просто факт.
— То есть никакой образ, каким бы он ни был, не сможет закрыть перед тобой абсолютно все двери?
— Да-да. Какие-то двери, конечно, будут закрыты, но далеко не все.
— Хотел спросить про твои «открытые письма», которые появлялись после уходов из команд и становились началом публичных конфликтов. Я понял твою логику: ты говорил людям правду в лицо, чтобы их исправить и добиться результата. Но ведь когда ты уже ушел из команды, на результат не повлияешь. Для чего это было, и как ты сейчас относишься к этим письмам?
— Смотри, во-первых, возвращаясь к началу: просто не стоит пытаться изменить то, что невозможно изменить. Нужно было смириться и принять, что как бы ты ни был силен и как бы сильно ни хотел помочь другим, у каждого есть свой предел. Не нужно пытаться сделать хорошего игрока из того, кто на это не способен. Нужно просто выжать из него максимум, и когда этот максимум достигнут, сказать «Все, давай, до свидания».
Во-вторых, насчет этих открытых писем… Почему я изначально ушел в стриминг? Потому что тогда был очень тяжелый и болезненный момент с Boolk, который сильно на меня повлиял. И тогда я решил промолчать. Я был молод, решил полностью промолчать — и это съело меня изнутри и навредило моей репутации. Соответственно, в последующие разы я старался меньше замалчивать то, что считал важным сказать.
— Почему история с Boolk стала для тебя такой поворотной и тяжелой?
— Ну, знаешь, первые опыты влияют на нас сильнее всего. Это была моя первая команда, мои первые знания. Даже несмотря на то, что он мне говорил, я благодарен ему за многое, чему научился в «Доте». По сути, я ничего не знал о «Доте» до этой команды [Gambit].
— Какой у тебя сейчас подход к уходу из команды? Насколько вероятно, что ты опубликуешь еще одно открытое письмо в будущем?
— Вероятность, скорее всего, уменьшилась. Потому что сейчас, когда я вижу, что человек достиг своего максимума, моя задача — сделать так, чтобы это увидели другие, а не пытаться самому решить проблему, которую нельзя решить. Моя задача — играть на максимум, даже если каждый тиммейт этого не делает, потому что у меня есть ответственность перед самим собой.
— Помимо изменения взгляда на попытки изменить людей, что еще поменялось в тебе по сравнению с Daxak времен BB или Gambit?
— Ну, я точно стал лучше играть. Это всегда можно сказать. А если с человеческой точки зрения, я стал где-то более деликатно доносить свои мысли, где-то делаю это через тренера, где-то вообще не пытаюсь. А раньше я бы просто говорил: «Ну это же очевидно: 2+2=4! Почему он не может этого понять?» И до последнего доказывал бы это. Хотя 2+2 действительно равно 4, но если человек не знает математики, а я не математик, который может доходчиво объяснить, ну что ж, ладно.
— Понятно, что в медиаполе чаще всего появляются неудачные истории твоих попыток научить кого-то или доказать свою правоту. А можешь рассказать об удачных случаях, когда человек благодаря твоим советам понял, что 2+2=4?
— Смотри, посмотри на количество моих тиммейтов и на их результаты. Этот вопрос лучше задать им. Спроси у MieRo, Larl и других. Таких тиммейтов очень много. И спроси у них: «Повлиял ли на вас Daxak?» Это будет более объективная оценка.
— Тебе важно быть в команде главным голосом, своего рода лидером?
— Мне важен результат. Если для этого нужно говорить — я буду говорить. Если нужно молчать — я буду молчать.
— Как часто ты был в командах, где был лидер, который вел за собой, и которому бы ты молча доверял?
— Такого не было нигде, 100%. Хотя… Частично такое было с SoNNeikO, даже в нынешнем составе Chimera немного получались такие моменты. На DreamLeague, например, я спокойно молчал и был полностью сконцентрирован на себе. Для меня это вообще в кайф.
— Мы говорили, что ты на протяжении карьеры часто говорил людям порой неприятную правду. А как часто ты хвалишь своих тиммейтов?
— Это моя проблема, которую я до сих пор не могу решить. У меня трудности с похвалой — я пытаюсь это исправить и хотя бы иногда говорить комплименты. Это моя слабая сторона.
— Почему так, с чем это связано?
— Просто я такой человек, который уверен, что говоря человеку комплименты, ты ему ничего не дашь, не покажешь, не научишь. Но психология 90% людей работает иначе. Скорее всего, без комплиментов они с тобой, грубо говоря, и разговаривать не будут.
— То есть это работает так же и за пределами «Доты» и профессиональной сцены?
— Думаю, да.
— Хотел немного отойти от темы и поговорить про клубы. В «Доте», в отличие от большинства традиционных видов спорта, у игроков нет такой сильной привязки и лояльности к клубам. Ты не увидишь, как дотер целует эмблему или отказывается от перехода из-за привязанности к фанатам. В «Доте» клуб — просто работодатель. Почему так?
— Потому что киберспорт существует намного меньше, чем большой спорт. Сколько существует киберспорт? Чуть больше 20 лет. А футбол? Тысячу лет?
— Ну, чуть больше ста на профессиональном уровне.
— Ну сто с небольшим — на профессиональном уровне. Но все равно в разы больше. И, скажем так, сколько человек на планете могут играть в «Доту», и сколько человек могут использовать мячик или что угодно вместо мячика? Понимаешь, о чем я? Выборка людей намного больше. И нужно понимать, что количество антисоциальных людей в футболе намного меньше, чем в киберспорте. И человек всегда знает, что, каким бы трудолюбивым он ни был, его всегда могут заменить, и это большая удача, что он вообще здесь оказался, его заметили, позаботились о нем, как о ребенке. В киберспорте многие не понимают базовой дисциплины, которая не позволяет им развиваться, пока не произойдет кик. Самая лучшая мотивация в «Доте» — это кик. Пока человека не кикнешь, ему пофиг. А вот когда кикнешь… Ох, какая мотивация появляется.
— Мы с тобой несколько раз касались темы дисциплины. Что для тебя вообще дисциплина, в чем она проявляется в профессиональной команде по Dota 2?
— В идеале это хотя бы дисциплина в самой «Доте». А уже потом для самых крутых и супер-тир-1 уровня — коммуникация, питание, режим дня. Для начала хотелось бы просто, чтобы все приходили на тренировки, были полностью заряжены, и если договорились на четыре игры, чтобы все игры провели грамотно. То есть, даже если играешь против слабых соперников, будь то в паблике или на тренировке, чтобы все было максимально дисциплинированно.
— Вот как раз интересно. Ты начал с того, чтобы быть собранными хотя бы в самой «Доте». Мне казалось, это база, которую даже упоминать не стоит. Получается, с этим бывают проблемы?
— Да, даже у тир-1 игроков. Бывают моменты, когда даже топовые игроки допускают одни и те же ошибки. Спросишь такого человека: «Почему ты ошибся?» — а он ответит: «Да я отвлекся, забил, подумал, мы уже закончили» или «Да мы же против нубов играем», понимаешь?
— А это именно вопрос дисциплины, или определенный предел многозадачности, когда игрок просто не может держать в голове все переменные и забывает?
— У тир-3 уровня — да, можно так объяснить. Может, где-то и у тир-2 уровня. Но это происходит даже на тир-1 уровне! Даже у лучших команд! А так как это происходит даже у лучших, потом невозможно что-то доказать человеку, потому что он ответит: «Лучшая команда в мире творит такую дичь, но все равно побеждает, так что не в этом проблема». Это как диалог с курильщиком, который говорит: «Мне стало плохо, когда я курю и иду, кажется, проблема в ходьбе». Надеюсь, он шутил.
— А насколько тогда важны дисциплина вне «Доты» — спортзал, правильное питание, сон?
— Процентов 10-15. Но от этого никакого толку, если нет дисциплины в самой «Доте». Если взять двух одинаковых людей, которые одинаково играют на одной роли и имеют те же знания, то тот из них, кто более дисциплинирован в реальной жизни, даст на 10-15% больше импакта.
— Тогда хочу спросить про фактор доверия в «Доте». Как он работает у тебя: ты к новым тиммейтам всегда подходишь с запасом доверия, или твое доверие нужно заслужить?
— Базовый уровень доверия к каждому разный — он зависит от результатов, текущей формы. И дальше он либо растет, либо падает. Чем лучше ты играешь, тем больше доверия — за счет быстрых, хороших, умных действий. Чем меньше этого, тем меньше доверия. Если ты как игрок плох, даже если говоришь абсолютно правильные вещи, к тебе никогда не будет доверия, если ты на позиции игрока. Тогда лучше стать тренером, раз уж так хорошо говоришь, но не можешь реализовать. На позиции игрока нужно показывать на собственном примере.
— Раньше были две категории тренеров: условный драфтер и тот, кто сплачивает команду, как Artstyle…
— Ну, бухать со всеми… Но на самом деле, в некоторых командах не хватает людей, которые сплачивают коллектив тем или иным способом.
— Современный тренер для тебя — какие функции он должен выполнять?
— Индивидуально для каждой команды, в зависимости от того, чего не хватает коллективу. Где-то нужен больше драфтер, где-то тот, кто будет собирать игроков вместе.
— А для тебя лично?
— Именно для меня — человек, который умеет хорошо общаться и занимается драфтами. В идеале, чтобы он мог грамотно перефразировать информацию от меня и доносить ее нужным людям в нужном объеме. Потому что когда информации слишком много, в первую очередь обращают внимание на “много”, а потом уже на “информацию”, и неважно, насколько она верна.
— А все эти разговоры про дружбу в команде и общие интересы, когда вместе после матчей смотрите аниме, насколько это полезно?
— Думаю, это влияет на атмосферу и дает буст, как и дисциплина вне игры, то есть добавляет свои 10-15%. Но, опять же, от этого нет никакого толка, если вы ничего не понимаете в «Доте».
— Я еще помню ролик BB Team после The International 2022, где ты говорил про психолога, что он «делал ровным счетом ничего». Это был один неудачный случай, или польза психологов для дотерских команд в целом преувеличена?
— Думаю, это был один из неприятных опытов. И главное, нужно понимать, что от психолога нет толку, если 90% игроков, если не больше, скажут ему: «Иди к черту, психолог». Если человек не готов работать с психологом, он никак не поможет.
— А почему? Кажется, в последние годы психологи плотно вошли в мейнстрим, и чуть ли не каждый третий с ними взаимодействовал… А здесь психолог еще и для командного результата.
— Скажу так: игроки скажут «Да-да, будем работать с психологом», но про себя подумают «Иди к черту».
— Это все из-за закрытости?
— Да, из-за закрытости и сильной антисоциальности.
— Тогда хочу на этом моменте сменить тему и поговорить не про антисоциальность, а про социальность. Какой Daxak вне Dota 2? Насколько он сильно отличается от Daxak в игре? Есть у тебя переключатель?
— Я такой же невероятно требовательный в жизни. То есть, мне сложно не то что строить отношения, а даже дружить с человеком, если я вижу, что он плохой работник, ему наплевать на свою работу. Для меня это такой «красный флаг», что глаз дергается, когда я вижу человека, которому все равно. А он, не знаю, за кружкой пива (я не пью, это просто пример) рассказывает, какой он молодец и как ему не везет.
— То есть, даже если его работа никак с тобой не связана, но если он относится к ней с пренебрежением…
— Да, мне просто неприятно, потому что я знаю: если продолжу общаться с ним и буду в таком окружении, рано или поздно могу стать таким же.
— Какие еще для тебя существуют «красные флаги» в людях?
— Отвратительные качества вроде «в лицо одно, за спиной другое». Любой вид гнили. Человек, который пойдет по головам, прямо по-жесткому.