Время, отведенное на рассказ истории, не безгранично. Сценаристы сталкиваются с задачей представить всех персонажей так, чтобы каждый сыграл свою роль. Но порой возникают дисбалансы: одни герои оказываются значительно удачнее других. В то время как большинство персонажей выполняют лишь вспомогательные функции, истинной звездой произведения становится кто-то один.
Иногда это происходит потому, что сюжет изначально строится вокруг единственного центрального героя. Но бывают и случаи, когда второстепенные персонажи настолько привлекательны и харизматичны, что буквально «крадут» внимание у главных. Давайте вспомним героев, которые, по мнению многих фанатов, сумели в одиночку привлечь к своему аниме повышенное внимание.
Зеро Ту (Darling in the Franxx)
Независимо от вашего отношения к этой героине с розовыми волосами, невозможно отрицать ее огромную роль в успехе тайтла. Оставьте одного «протагониста» Хиро или даже добавьте его возможный любовный интерес Итиго — эта пара не выдаст и малой доли того задора, которым наполнена Зеро Ту. Если в «Евангелионе», с которым часто сравнивают «Франкс», есть несколько персонажей с интересными сюжетными линиями (Синдзи, его окружение, Кадзи), то здесь ситуация иная: почти все остальные герои кажутся безликими.
Конечно, каждому персонажу намекают на свой конфликт, но делается это скорее для раскрытия мира или продвижения истории главного дуэта. Зеро Ту необходимо существовать в конфликте с миром, чтобы ее драматическая линия работала так, как задумано. И когда практически каждый персонаж создан лишь для того, чтобы подсвечивать ее, неудивительно, что именно она сияет ярче всех.
Судьба (Такт. Опус Судьба)
Рекламные аниме, как правило, сталкиваются со сложностями. Их промо-характер ограничивает возможность создать глубокую и законченную историю, из-за чего страдает практически все. В таких условиях лишь немногие сценаристы умеют работать с форматом: создать что-то яркое и быстрое, что ошеломит зрителя, даже если он не все поймет, но захочет узнать больше о вселенной.
У «Такт. Опус Судьба» были все предпосылки для триумфа: известная студия, оригинальный мир, эпичные персонажи. Но многое пострадало из-за короткой продолжительности. Все, кроме главной героини — Судьбы, поскольку именно на ее истории сфокусировано все аниме. Протагонист Такт, подобно Хиро из «Франкса», выступает скорее как поддержка для нее. Пусть по сюжету она его помощница, он постоянно влипает в неприятности, позволяя Судьбе раскрывать весь свой потенциал. Это было впечатляюще, жаль, что недолго.
Киётака Аянокодзи (Добро пожаловать в класс превосходства)
«Добро пожаловать в класс превосходства» — это еще один «театр одного актера», но с необычным исполнителем. Он не любит быть на виду, предпочитая проворачивать все свои манипуляции за кулисами, чем моментально завоевывает сердца аудитории, падкой на многоходовые интриги. На фоне современных протагонистов, которые либо являются неуязвимыми рыцарями, либо пафосными героями, стремящимися повторить путь Лелуша из «Кода Гиас» или Лайта из «Тетради смерти», Аянокодзи выделяется.
Из-за этого у аниме появляется другая особенность: подавляющее большинство второстепенных персонажей кажутся безвольными и легко управляемыми. В этом есть доля реализма, но Аянокодзи слишком редко сталкивается с достойным сопротивлением, чтобы делить свое доминирование. Вот и приходится ему быть маскирующейся, но очевидно выделяющейся фигурой.
Гленн Радарс (Хроники Акаши)
Этот молодой человек словно ошибся аниме: встретить адекватного и проработанного протагониста в таком клишированном и архетипичном произведении — настоящая неожиданность. Создается ощущение, будто его писал совершенно другой человек, настолько чужеродным он кажется для основной истории. И дело не только в исключительности самого героя, но и в окружающей его обстановке.
«Хроники Акаши» — это фэнтези, которое выглядит немного устаревшим (вышло в 2017 году), но способно и сейчас легко вписаться в ряд однотипных исекаев. Концепция проста: в магическую школу приходит молодой преподаватель Гленн. Ему предстоит познакомиться с ученицами, которые, похоже, уже прошли курсы по шаблонному отыгрышу. Местная кошкодевочка будет неистово изображать кошкодевочку, «няша-стесняша» — вести себя соответствующе. Почти каждый второстепенный герой — ходячая «картонка» с приписанной ролью. И только Гленн остается многогранной личностью. Имея свои слабости, он компенсирует их находчивостью, совершает неожиданные поступки, он сбалансирован во всех отношениях. Это действительно тот тип фэнтези-протагониста, которых хочется видеть на экранах чаще, вместо перекачанных исекайных «имб».
Сэйя Рюгуин (Этот герой неуязвим, но очень осторожен)
У героев аниме разные задачи. Некоторым достаточно не раздражать зрителя на фоне, пока основную работу делают другие, а некоторым нужно воплотить концепцию сериала, пройти арку развития и отыграть свою роль на отлично. Если персонажей первой категории тысячи, то второй — единицы, и Сэйя Рюгуин принадлежит именно к ним. Герою достался непростой архетип осторожного героя, которого нужно было раскрыть с разных сторон, чтобы он не показался скучным. Уйти в излишнюю комедию — и все потеряно. Попытаться добавить слишком много драмы — и станет удушающе. Здесь удалось соблюсти баланс во всем.
Во многом этому способствует окружение. Боги местного «Олимпа» достаточно карикатурны, чтобы создавать множество забавных ситуаций, а злодеи достаточно грозны, чтобы в бою с ними постоянно приходилось проявлять фэнтезийную смекалку. Замените Сэйю с его манерами, нескончаемыми шутками и неисчерпаемой паранойей другим персонажем, и вся формула рассыпется на части. Вот оно — мастерство использования персонажей.
Аскеладд (Сага о Винланде)
Аскеладд из «Саги о Винланде» — не только лидер наемников, превосходный воин и потомок Артория, но и первоклассный «вор». Он так ловко украл роль протагониста у Торфинна во второй половине первого сезона, что к его концу уже почти не вспоминаешь про назойливые крики последнего — в голове вертится лишь тяжелая и незавидная судьба истинного короля Англии.
Первый сезон «Саги о Винланде» — пример удивительной сюжетной формулы, где все события служат раскрытию одного-единственного персонажа, формально участвующего в происходящем, но до самого конца скрывающего свое настоящее лицо. Никакие визжащие Торфинны, переменчивые Кнуды или воинственные Торкели не смогли бы воплотить столь сложный нарратив и сюжетную роль, какой обладает Люций Арторий Каст (истинное имя Аскеладда).
Курису Макисэ (Врата Штейна)
«Врата Штейна» также представляют собой в каком-то смысле уникальное аниме, поскольку найти настолько специфичных и эксцентричных второстепенных героев, как здесь, непросто. Основную идею тайтла воплощает дуэт протагонистов — Окабэ Ринтаро и Курису Макисэ. Однако их отношения неравноправны, ведь вся мотивация Окабэ напрямую связана с его взаимодействием с Курису.
Курису сама по себе весьма нетипичный персонаж. Высокомерных гениальных молодых ученых в аниме не так уж много. Но при этом Макисэ не сводится к одному архетипу: она может быть одновременно и милой/стеснительной, и «цундерить», и выдавать убойные шутки. Именно поэтому героиня регулярно попадает в топы лучших женских персонажей всех времен, а про «Врата Штейна» часто говорят: «А, это же то аниме, где с Курису случилось…»
Ехидна (Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире)
«Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» удивителен тем, насколько он, кажется, «не жалует» героев, выделяющихся из типичной фэнтезийной среды. Сначала «досталось» Рэм: скромная горничная внезапно затмила в фандоме главную героиню Эмилию, оказавшись и образцовым саппортом для протагониста Субару, и драматичным персонажем, и куда более цельной личностью. Результат не заставил себя ждать — сценаристы вывели Рэм из игры, отправив ее в кому и перераспределив ее функции между другими персонажами. Казалось бы, все потеряно, но тут появляется Ехидна.
Эта дамочка вышла на совершенно иной уровень, привнеся в сказочно-яркое повествование Re:Zero, простите за выражение, «серую мораль», подняв потенциальную философию сериала. К счастью (или к сожалению?), авторы быстро «покрасили» ее в стандартные черно-белые тона, утопив в картонном злодействе. И пусть многие ее запомнят за специфичный фансервис, трудно переоценить ее важность для второго сезона.