Вс. Сен 7th, 2025

Профессиональной сцене Dota 2 необходимо возвращение DPC: Зачем и как это реализовать

Профессиональный сезон Dota 2 2024/2025 годов постепенно подходит к своему завершению. Впереди остались лишь два ключевых турнира — The International и Riyadh Masters (не считая нескольких промежуточных ивентов, не имеющих существенного турнирного значения). В связи с этим самое время начать обсуждение будущего сезона и определения его оптимального формата.

На данный момент становится очевидным, что текущий формат профессиональных соревнований оказался не самым успешным. По сути, главные выгоды от него получают лишь узкий круг элитных игроков, которые участвуют в непрерывной череде турниров с внушительными призовыми фондами, а также букмекерские компании, получившие обширные рекламные возможности во время трансляций. Зрители и сама сцена в целом оказались в проигрышном положении.

Хотя формат DPC в свое время и подвергался критике, у него были неоспоримые преимущества:

  • Структурность сезона и четкий путь к главному чемпионату года, The International.
  • Расписание, позволяющее командам планировать свою подготовку.
  • Меньшее количество матчей, что давало игрокам время на отдых и разработку новых стратегий.
  • Повышенная значимость каждого турнира и матча.

Первоочередная задача сейчас — устранить ощущение монотонности соревновательного сезона. В текущих условиях победа на турнире перестает восприниматься как значимое достижение, поскольку уже через короткий промежуток времени стартует аналогичное событие. Система DPC, напротив, предполагала проведение мейджоров с присутствием зрителей. Несмотря на то, что статус этих мейджоров, возможно, уступал турнирам 2016 года, их значимость была несравненно выше, чем у современных ивентов вроде PGL Wallachia или BLAST.

Более того, DPC поддерживала команды в тонусе, не перегружая игроков чрезмерным количеством матчей. С одной стороны, нельзя было игнорировать, например, первый цикл DPC, так как в конкурентном регионе существовал риск вылететь во второй дивизион и испортить весь сезон. С другой стороны, матчей было меньше, предоставляя командам время не только на официальные игры и перелеты, но и на тренировки и разработку уникальных стратегий. Это способствовало формированию узнаваемой идентичности коллективов. Этот аспект особенно выгодно контрастирует с нынешним сезоном, где большинство команд придерживаются единой меты, и лишь отдельные игроки пытаются экспериментировать.

Несмотря на то, что DPC делала сезон более растянутым и ограничивала количество сторонних турниров (хотя они все равно присутствовали, но в меньшем объеме), она дозировала появление соревновательной Dota 2, особенно матчей тир-1 уровня. И это крайне важно. Мы утратили ощущение «больших вывесок» и принципиальных противостояний. Какого ажиотажа можно ждать от матча между Tundra и Liquid или Spirit и PARIVISION, если эти команды встречаются в третий раз за две недели?

На мой взгляд, одной из проблем предыдущего формата DPC были вторые дивизионы. Если в СНГ-регионе там еще можно было найти интересные команды и известных игроков, то в других регионах ситуация была довольно удручающей, иногда с добавлением неспортивных моментов. В результате вторые дивизионы часто воспринимались как программа поддержки менее успешных команд, малоинтересная широкой аудитории. Поэтому от вторых дивизионов можно было бы отказаться.

Для команд тир-2 и 2.5 сцены такой шаг практически ничего не изменит по сравнению с текущим сезоном. У них по-прежнему останутся возможности участвовать в таких турнирах, как EPL и других небольших онлайн-ивентах. Возлагать на Valve обязанность системно поддерживать жизнь тир-2/3 сцены, предоставляя им эфирное время и деньги просто за сам факт их существования, представляется не совсем корректным.

Возникает вопрос: что же придет на смену, если не будет вторых дивизионов?

Следует признать, что средние показатели просмотров самой DPC, скорее всего, будут ниже, чем у текущих турниров типа DreamLeague. Например, по данным Esports Charts, среднее количество зрителей последнего ивента составляет около 120 тысяч, что примерно на 40 тысяч выше, чем в среднем собирал первый дивизион Европы в 2023 году. Однако есть важный нюанс: после этапа DPC следовал мейджор. Даже на таких турнирах, как The Lima Major, где были проблемы с паузами и техническими моментами, средний онлайн подскакивал до 262 тысяч. Для сравнения: пиковые значения просмотров текущего сезона DreamLeague не достигали этой отметки.

Повторюсь, возможно, формат с DPC не является самым выгодным для всех сторон, вовлеченных в процесс. Но не стоит ли все-таки ставить во главу угла интересы конечного потребителя — зрителей?

By Платон Костромин

Платон Костромин — профессиональный спортивный аналитик из Новосибирска с опытом работы более 12 лет. Специализируется на футболе и хоккее, ведёт авторскую колонку в нескольких спортивных изданиях.

Related Post