В конце 2024 года компания Blizzard Entertainment отметила 20-летие World of Warcraft, представив новые классические серверы. Поскольку предыдущий шанс погрузиться в “ту самую WoW” был упущен, я решил, что пришло время наверстать упущенное, и оформил подписку на WoW Classic.
Автор предупреждает: в этой статье нет объективных оценок или сухого анализа. Это личный рассказ об игровом опыте, свободная подача и любовь к играм.
Этот материал — не обзор и не полноценный гайд, но он может оказаться полезным тем, кто, как и я полгода назад, только начинает свой путь в WoW Classic и не хочет сразу “сойти с ума”. Мои первые шесть месяцев в игре были невероятно яркими и интересными, хотя местами и трудными. Об этом я подробно расскажу далее.
Если такой контент не для вас, прошу прощения — просто перейдите сразу ко второму абзацу. Оттуда начинается основная история, где можно искать вдохновение для критических комментариев. Спасибо за понимание.
Как я уже рассказывал ранее, мне психологически тяжело начинать новые части длинных игровых серий, если я ещё не разобрался со старыми. Иногда это доходит до абсурда, например, попыток пройти всё связанное с Warhammer 40,000 перед запуском Space Marine 2.
С World of Warcraft ситуация оказалась немного иной. Во-первых, насколько я понял, большая часть контента так или иначе доступна в актуальной версии, без необходимости “проходить” каждый аддон по порядку. Во-вторых, моё желание полноценно познакомиться с WoW возникло не из-за особой любви к жанру, лору вселенной или чистого любопытства.
В детстве, где-то в середине 2000-х, я время от времени оказывался в гостях у своего старшего двоюродного брата, который играл в World of Warcraft. Если он играл во что-то, то и мне обязательно нужно было это попробовать. Как оказалось, для восьмилетнего меня эта задача была практически невыполнимой.
Главным препятствием стало отсутствие интернета дома. Компьютер имелся, диски активно менялись, и родители особо не препятствовали моему увлечению — отец даже помог купить GTA: San Andreas, когда продавец отказался продавать её из-за возраста. Но выход в сеть был возможен только в гостях у друзей.
Когда подключение к интернету наконец появилось и у меня, возникла вторая проблема: коробки с дисками World of Warcraft в магазинах стояли на самых верхних полках с какими-то заоблачными ценниками. Последнюю надежду убил продавец, сообщив: “Там ещё подписку оплачивать нужно каждый месяц”. Как этому было конкурировать с бесплатной Lineage II на болванке и группой друзей, уже играющих на местном сервере?
Справедливости ради, позже я всё-таки делал попытки поиграть в World of Warcraft. Кажется, это случилось во времена аддона Warlords of Draenor, но тогда я даже не пытался искать компанию, изучать механики или уж тем более ходить в рейды. Вторая попытка была в 2019 году при первом запуске классических серверов. Результат был тот же.
Каждый раз, когда Blizzard анонсировала новые аддоны для World of Warcraft, у меня возникало желание снова оплатить подписку, но я останавливал себя, вспоминая прошлые неудачи. Однако с анонсом классических серверов к 20-летию игры я решил, что время наконец пришло.
Я сразу написал на форумах Blizzard с просьбой подсказать, на какой сервер стоит идти новичку и в какую гильдию обратиться. Ответы можно суммировать так: “Играй где угодно, главное — с удовольствием. Только иди на PvP, иначе не поймёшь WoW”. С последним я спорить не стал, но всё же для первого опыта выбрал PvE сервер, чтобы меня не “били все подряд”, пока я осваиваюсь.
Тогда же я начал смотреть видео о WoW Classic и узнал, что этой версией игры увлекаются в основном игроки старшего возраста, ностальгирующие по прошлому. Я даже задумался об актуальной версии, но сложности с оплатой, опасения насчет возможных блокировок и все-таки желание почувствовать “ту самую” атмосферу классического Азерота вернули меня к прежнему плану.
В ожидании конкретных советов я наивно решил, что людей найду везде, и начал играть на русскоязычном сервере. Обнаружив отсутствие игроков даже в столице Орды, я отправился искать на форуме темы о наборе в гильдию. Мне требовались люди, которые будут рады даже абсолютным новичкам.
В итоге я нашел гильдию за Альянс на сервере Thunderstrike. Первым делом меня пригласили в голосовой чат, чтобы общаться и качаться вместе. От меня ничего не требовали и охотно рассказывали об игре, когда я задавал вопросы. Больше всего мне хотелось органично погрузиться в игру — без необходимости читать тонны гайдов и тем на форумах, — так что я был более чем доволен.
Ещё до знакомства с гильдией я выяснил, что совершил ошибку, создав воина-дворфа. Оказалось, игроки, стремящиеся к максимальной эффективности, используют для этого класса в основном людей и орков, имеющих расовые бонусы к владению оружием. Мне пришлось покупать дорогой предмет, чтобы нивелировать эту разницу, в то время как человек мог бы использовать куда более мощные перчатки.
И тут возникает вопрос: “Куда ты лезешь? Учи матчасть!”. Да, действительно, в идеале мне следовало проявить уважение к другим игрокам и почитать гайды. Но я просто хотел играть. Можно ли так? Можно, но с нюансами. По большому счёту, никто не будет запрещать вам играть по-своему, но если это будет мешать продвижению группы или рейда, в любой гильдии вас быстро поправят или вернут к одиночным похождениям.
Хотя мне никто не угрожал исключением, я сам расспрашивал обо всём согильдейцев и читал материалы в интернете, набираясь опыта. В первых же совместных походах в подземелья меня познакомили с базовыми правилами поведения в группе: не забирай вещи, которые не делают тебя сильнее прямо сейчас; не забирай все добываемые ресурсы, если другие тоже могут их использовать, и так далее. В общем, я прослушал краткий курс о том, как случайно не стать неприятным игроком в данжах.
Опять же, подобные мелочи и массу другой базовой информации я вполне мог бы найти в гайдах. Вот только редкий автор таких материалов объяснит тебе, *почему* всё работает именно так, а не иначе. А в хорошей компании тебе без проблем всё разложат по полочкам — между делом, играючи, не отрываясь от обсуждения житейских проблем.
Я уверен, что при первом знакомстве с WoW Classic не стоит изучать всевозможные гайды, использовать кучу аддонов и следовать “мете”. Всё это вам понадобится гораздо позже, если вы, конечно, не ставите целью прокачаться как можно быстрее. Дело в том, что нюансов здесь так много, что после поглощения огромного количества информации за раз можно легко перегореть, особенно если игра в итоге не придется по душе.
Позже у меня был идеальный пример такой ситуации. В гильдию пришел, судя по всему, немолодой мужчина и начал расспрашивать обо всём подряд. Как оказалось, он прочитал кучу гайдов по разным классам, но так и не определился с выбором. Помимо этого, он установил десятки аддонов, которые больше мешали, чем помогали. Хотя мы терпеливо помогали ему, уже через неделю он перестал заходить в игру — видимо, получил не то, что ожидал по видео и текстам из интернета.
Я был очень воодушевлен первыми походами в данжи с согильдейцами и тем, как легко и непринужденно узнаю всё больше об игре. Я даже начал “делать домашнее задание”: изучал части гайдов, чтобы не подводить остальных — например, стал более осознанно выбирать таланты, занялся прокачкой профессий и так далее. Однако в новогодние праздники люди из гильдии просто исчезли, и около месяца я играл один.
Поскольку меня уже наставили на “путь истинный” — то есть объяснили, что есть списки лучшей экипировки даже для прокачки, — я решил не торопиться с поиском новой гильдии. Я хотел найти компанию позже, чтобы прийти в коллектив уже готовым к первым серьезным испытаниям, поэтому вернулся к изначальной цели: закрыть все подземелья. Опять же, благодаря прошлой гильдии у меня был минимум знаний, чтобы не быть обузой в группах, а проблем с общением на английском языке (я ведь играю на европейском сервере) в чате не возникало.
Невольно я стал своего рода исследователем и начал изучать игроков WoW Classic в естественной среде — в случайных группах для данжей. Мне казалось, что сообщество World of Warcraft очень строго к новичкам и невероятно требовательно к опытным игрокам. Выяснилось, что в подземельях “Классики”, да ещё на европейском сервере, все максимально терпимы к любым проявлениям неопытности и незнания. Даже если ошибка участника приводила к гибели всей группы, люди подбадривали друг друга и не изливались проклятиями в чат — как минимум до поры до времени. Многие безвозмездно помогали мне проходить сложные квесты, делились зельями и даже уступали редкие вещи.
Конечно, были и менее приятные ситуации. Некоторые данжи я просто не мог пройти с первой попытки. Дело было не в уровне или экипировке, а в людях, которые как будто просто не хотели играть. Однажды мне попался маг, который запустил баг с бесконечным появлением врагов, а после заявил, что ему заплатили сотню золотых за то, чтобы он “затроллил” группу — было ли это шуткой или кто-то действительно нажился на моём времени и нервах, я так и не понял.
На третий заход в тот же данж я встретился с танком-друидом, который без конца писал что-то в чат. Ничего не имею против общительных тиммейтов, но он печатал так долго, что временами все остальные боялись, что он просто вылетел или отошел от компьютера. К тому же этот танк писал целые истории, абсолютно не связанные с нашими текущими приключениями. И это при том, что мне самому уже нужно было уходить по делам, так что ситуация вызывала сильное раздражение.
Я играл не слишком активно, но всегда с удовольствием. Честно говоря, сам не понимаю, почему мне так нравилось играть в WoW, ведь ранее я никогда не чувствовал сильной тяги к MMO. Возможно, тот самый “гринд”, который многим не нравится, всё-таки доставлял мне удовольствие: было очень приятно, получив новый уровень, талант или вещь, вернуться к монстру, который до этого дважды меня убивал, и расправиться с ним за несколько секунд. В одиночной игре тоже были свои плюсы, однако за тот период я упустил так много социального взаимодействия, что пришлось повторять процесс с расспросами согильдейцев уже в новом коллективе.
Где-то к 40-му уровню я оказался в ещё одной русскоязычной гильдии — Aurore. Хотя я продолжал качаться самостоятельно, теперь в чате то и дело проскакивали сообщения о сборах в высокоуровневые подземелья, чьи-то жаркие споры или ночные обсуждения всего подряд. Как-то я даже пытался объяснить человеку, что аниме — это не конкретный жанр, и если ему не понравились пара тайтлов, это не значит, что “все японские мультики сделаны для дурачков”. Жаль, что он так и не принял мою рекомендацию посмотреть что-то другое…
Оказалось, эта гильдия с января начала ходить в рейды. Для меня это всегда казалось чем-то недостижимым в MMO. Я обычно заходил “побить мобов” с друзьями и не претендовал на топовую экипировку или слаженную командную работу. Но теперь я был настроен освоить весь контент и поставил себе цель подготовиться к своему первому рейду за пару недель — к началу отпуска в марте.
Последние 15 уровней я набирал практически без помощи гильдии, хотя и вновь начал задавать вопросы в чате. Мне быстро объяснили, что я не только выбрал неудачную расу, но и использую неактуальную для рейдов специализацию. При этом я всё-таки сам разобрался, что для похода в рейды нужно выполнить пару цепочек квестов, с чем успешно справился в поставленный срок, хотя, как выяснилось, у многих и с этим возникают проблемы.
В WoW Classic вообще очень легко совершить ошибку и усложнить себе прокачку, а то и жизнь всей группе или рейду. Опытный игрок точно знает, какие вещи ему нужны, и будет ходить за ними в данжи, пока не выбьет. Он не станет тратить золото на прокачку ненужных умений и не пойдет делать квесты, за которые не получит ничего полезного.
Я, конечно, набил шишек на каждом шагу: создал воина-дворфа; пропустил кучу полезных вещей, потому что толком не ходил в подземелья; продал множество дорогих ресурсов NPC, хотя мог бы заработать на аукционе. Ни о чём не жалею, я просто играл в игру.
Несмотря на все старания и помощь согильдейцев, в свой первый рейд я пришел абсолютно неподготовленным — миссия провалена. У меня не было ни базовых для моего класса зелий, ни нужных вещей пререйдового уровня, ни опыта — только минимальное представление о боссах по гайдам. К счастью, ничего страшного не произошло: меня всё равно взяли в группу, потому что людей в гильдии не так уж много, и рейд был закрыт, поскольку основной костяк относился к делу ответственно.
Фактически я был обычным неодетым и неопытным “вагоном” — я не наносил столько урона, чтобы моё отсутствие было заметно. Добрые люди водили меня в данжи и позволили набрать нужные вещи, в том числе лучшие для моего класса на тот момент. При этом я не переставал ежедневно учиться и повторять своё “А это вы о чём? Я просто впервые в WoW играю”: где-то меня ловили на глупых ошибках и объясняли, как нужно действовать, где-то сам подмечал в разговорах других интересные моменты и изучал вопросы.
Когда вокруг тебя люди, которые лучше разбираются в вашем общем деле, ты сам хочешь быть лучше. По крайней мере, так должно быть, на мой взгляд, и я старался не разочаровывать своих “учителей”. Я сдержу слово и не стану приводить формулы, но в какой-то момент мне пришлось с умным видом изучать и их: WoW Classic — это математика, и с этим ничего не поделать.
Быстрый пример. На пути к 60-му уровню я сначала собирал на своего воина вещи с силой и выносливостью — ведь я должен не только бить, но и принимать удары, как мне казалось. Потом переключился на силу и чистый урон, ведь на самом деле я должен только бить. А в итоге оказалось, что в рейдах я могу просто не попадать по противникам, поэтому мне нужно увеличивать шанс попадания, да ещё и шанс нанесения критического удара — потому что он больнее и активирует приятный эффект.
Я влился в небольшую компанию игроков внутри гильдии, которые буквально научили меня всему, да ещё и оказались очень приятными людьми. И я очень благодарен каждому из них за знания, эмоции и общение внутри игры — за её пределами мне всего этого и так хватало, дело совсем не в недостатке друзей или социального взаимодействия.
Дело как раз в том, что в мире WoW очень легко заскучать или даже потеряться, если делать всё самостоятельно, — особенно новичку. Конечно, во всём можно разобраться и без сторонней помощи, но взаимодействие с другими даёт куда больше эмоций. Сейчас я вообще не хочу идти в данж с незнакомыми людьми, даже если мне очень нужно выбить какую-то вещь. Но если друзья позовут меня в другое подземелье, где я не получу буквально ничего полезного, я с радостью проведу эти час-полтора за игрой.
Я понимаю, что некоторым людям не хочется вливаться в коллектив и нагружать себя лишними социальными связями. В WoW Classic это не обязательно, однако взаимодействовать с другими всё же придётся — это всё-таки MMO. При этом я считаю, что задавать людям вопросы хотя бы в текстовом чате совсем не стыдно, если в итоге так ты сам станешь лучше и поможешь остальным. Если же и такой уровень общения для вас излишен, то, возможно, не стоит тратить время на эту игру.
В гильдии есть и другие небольшие группы игроков, которые делают примерно то же самое: общаются, вместе ходят в данжи, просто потому что хотят проводить время именно так. Aurore в целом позиционируется как социальная гильдия, лояльная ко всем. В том числе люди здесь занимаются чистой благотворительностью: помогают одеваться новичкам, указывают на ошибки и учат всему — как минимум пока хватает терпения. Оказывается, это тоже может обернуться проблемой.
Из-за большого количества неопытных игроков нам уже бывает тяжело закрывать рейды своими силами, хотя впереди ещё более сложный контент. Во-первых, рейдящих игроков в гильдии около 20, при том что в идеале нужны все 40. Во-вторых, некоторые ещё не успели набрать нужные вещи. В-третьих, у части людей, кажется, сильная аллергия на зелья и расходники, которые дают ощутимый прирост к характеристикам.
Отдельные походы выдавались настолько сложными, что участники, которые действительно готовились к рейдам, знали механики боссов и правильно действовали, затем просто уходили в другие гильдии и на другие серверы. И их можно понять: зачем месяц за месяцем выкладываться, чтобы “тащить” за собой тех, кто не хочет становиться лучше? И, поверьте мне, в WoW Classic нет ничего, что требует сверхъестественных усилий, — нужно только желание учиться и свободное время для игры.
Благодаря помощи моих новых друзей и личным стараниям (я провёл, кажется, сотню часов в PvP, набирая ранг ради хорошей экипировки) я уже могу наносить хоть какой-то приемлемый урон и выбиваться в лидеры. Конечно, я далеко не эксперт, но даже мне уже больно смотреть на тех, кто просто не хочет учиться и быть полезным группе.
При этом ради гильдии мне пришлось взять на себя пару организационных обязанностей и начать познавать азы игры на танке — а это совсем другая игра. Так получилось, что нам постоянно приходится искать нового рейд-лидера, да ещё и почти никто не играет на сильнейшем в игре классе — воине. Даже у меня иногда возникает вопрос: а зачем оставаться в такой гильдии?
Помимо чисто игровых моментов, на состояние гильдии в WoW Classic может влиять и социальная составляющая. Так бывает, что люди просто не подходят друг другу, но в коллективе нужно адаптироваться. Месяц назад от нас ушел один игрок, который действительно много знал об игре и хорошо выполнял роль хилера, но совсем не хотел слушать остальных, при этом отказываясь от лидерских обязанностей. Для нас он был чем-то вроде рации с зажатой кнопкой передачи: оттуда лился поток информации, порой интересной и полезной, но вот обратная связь никак не доходила. В итоге он не выдержал, что во время очередного спора никто не принимал его позицию, и, пропустив все контраргументы мимо ушей, просто покинул гильдию.
Как выяснилось, в WoW Classic может разобраться даже полный новичок — было бы желание и правильный коллектив. На мой взгляд, здесь — и наверняка в любой другой MMO — нет ничего важнее людей вокруг. Новичку потребуются терпеливые тиммейты, готовые подбадривать и учить, а опытному игроку — те, кто, как и он, без ошибок будут делать всё необходимое. Кто-то будет искать гильдию ради общения, кто-то — ради быстрого прохождения рейдов. Главное — найти СВОЮ компанию, с которой захочется играть именно тебе.
Что случится с гильдией Aurore, пока неясно: настроения у многих упаднические, но люди не сдаются и коллективно решают проблемы. Оставлять своего первого персонажа, в которого я действительно вложил время, силы и эмоции, просто не хочется. А чтобы этого не случилось, возможно, придется искать другой коллектив. К счастью, я уже нашел людей, с которыми могу продолжать играть параллельно на другом сервере или просто в составе другой гильдии, даже если там все говорят на другом языке и не ищут общения.
Изначально я заходил в WoW Classic с целью “пройти” всю World of Warcraft, благо разработчики активно перевыпускают контент. Мне казалось, что я спокойно буду играть по вечерам, качаться, одеваться и в итоге проходить рейды — пусть и с запозданием. Но в итоге я будто поселился в Азероте и, кажется, начал понимать людей, которые всю жизнь играют только в это.
Конечно, я не планирую оставаться здесь навечно, но WoW явно образовалась как моя основная игра, учитывая, что я бы хотел присоединиться к своей компании на PvP-сервере, продолжить ходить в рейды на PvE, стартовать на скором запуске Mists of Pandaria Classic и дальше двигаться по перевыпускаемым старым аддонам. Сам не знаю, как всё это совместить и не растерять всех друзей и близких в реальной жизни, но я справлюсь.
Всего за полгода в WoW Classic я успел пройти несколько стадий знакомства с игрой, найти новых друзей, несколько раз поругаться с абсолютно неизвестными мне людьми и надоесть всем вокруг рассказами о своих приключениях. Я уже скучаю по другим играм, но почему-то всё равно с удовольствием захожу в WoW. Какие-то “абьюзивные отношения”, но пока мне даже нравится.
Уверен, что всё вышесказанное касается любой MMO, но у меня не было серьёзного опыта в других играх жанра. Я честно признаюсь об этом здесь. Вместо “Зачем я прочитал рассказ нуба?” лучше поделитесь своими историями, произошедшими в World of Warcraft или любой другой MMO.